Техническая реновация в рамках национального проекта «Культура»: интерактивная книга

Техническая реновация в рамках национального проекта «Культура»: интерактивная книга

В рамках национального проекта «Культура» в зале Великой Отечественной войны Славянского историко-краеведческого музея установлена интерактивная книга, которая работает и как персональный компьютер, и как целый комплекс познавательных и развивающих игр и заданий, викторин для наших посетителей.

Интерактивная книга на подъемном механизме предназначена и для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так же в книге предусмотрена встроенная индукционная петля для слабовидящих.

Сотрудники готовят информационное наполнение, опираясь, главным образом, на документы и материалы экспозиций и фондов музея. Они меняют и дополняют информационное наполнение фотографиями, видеосюжетами, аудиофайлами. Преимущество интерактивного оборудования в том, что каждый посетитель найдет, используя его возможности, интересный для себя материал по истории, природе, культуре Славянского района, независимо от возраста.

Посетители отмечают, что теперь у них есть возможность увидеть подлинные документы, фотографии периода Великой Отечественной войны, которые хранятся в фондах и не демонстрируются на выставках в оригинале.

Техническая реновация в рамках национального проекта «Культура»: интерактивная панель в отделе Краеведения

Техническая реновация в рамках национального проекта «Культура»: интерактивная панель в отделе Краеведения

В рамках государственной программы нацпроект «Культура» в Славянском историко-краеведческом музее с 1 июня 2023 года установлено современное интерактивное оборудование и технические средства для осуществления экспозиционно-выставочной деятельности.

В зале «Кубанская горница» отдела Краеведения установлена интерактивная панель. С ее помощью учреждению удалось расширить приемы и формы работы с посетителями музея. Мобильная, привлекающая внимание панель стала незаменимым помощником в информировании посетителей и позволяет: работать с базой Государственного каталога Музейного фонда РФ, открывать учебно-методические ресурсы в сети Интернет, демонстрировать тематические видеоматериалы, подготовленные сотрудниками музея, познакомить с экспонатами, находящимися в фондохранилищах музея, продемонстрировать документы и фото из личных дел Героев Великой Отечественной войны, Почетных граждан города и района, выдающихся соотечественников, познакомить с видеоматериалами различной тематики, обеспечить безопасный доступ к интернет-ресурсам, таким как Государственная информационная система "Память народа", предоставить возможность посетителям музея получить наиболее полную документальную информацию об участниках Великой Отечественной войны при помощи новых интерактивных инструментов.

«До приобретения оборудования, – отмечает и.о. директора Славянского ИКМ, Кристина Владимировна Вагнер, – при подготовке викторин, тематических заданий для ребят, которые посещают военно-патриотические мероприятия, нам часто приходилось карточки и раздаточный материал распечатывать на бумажных носителях. Теперь мы можем подготовить интерактивное занятие для детей и взрослых в новых, увлекательных форматах».

«Облик солдата Великой Отечественной войны»

«Облик солдата Великой Отечественной войны»

В 2020 году в Славянском историко-краеведческом музее был открыт зал военной формы. Это проект, основная цель которого — сохранение и популяризация лучших армейских традиций. Посетители познакомятся с основными этапами эволюции военной формы защитников Отечества за последние 80 лет.

Зал отлично оборудован — информация об экспонатах представлена в доступной форме: как на манекенах, так и с использованием современных мультимедийных технологий. Большая часть экспонатов ориентирована на детскую и молодежную аудиторию.

Экспозиция начинается с реконструкции униформы советского солдата (сержанта-пехотинца) решающего этапа Великой Отечественной войны и завершается воссозданным современным образом современного бойца, участника Специальной военной операции на Украине.

К началу переломного в Великой Отечественной войны 1943 года крас-ноармеец в теплое время в строю носил гимнастёрку, пилотку с красной звез-дой, галифе, сапоги или ботинки с обмотками. Вся одежда была цвета хаки.

В качестве зимней одежды полагалась однобортная шинель с отложным воротником, на котором были петлицы в цвет рода войск и знаки различия, ли-бо ватные телогрейки. На голове носили шапки-ушанки.

В ходе войны форма Красной армии из-за трудностей в работе текстиль-ной промышленности неоднократно оптимизировалась до предела ее практиче-ских свойств. В целях ускорения производства отдельных предметов обмунди-рования и экономии материалов постоянно принимались небольшие отступле-ния от довоенных кондиций: отказ от карманов на красноармейской гимнастер-ке, облегчение суконной пилотки.

Представленная в экспозиции музея форма была введена приказом Народного комиссара обороны СССР от 15 января 1943 года взамен образца 1935 года. Главные отличия гимнастёрки заключались в мягком стоячем во-ротнике вместо прежнего отложного. Застёгивался воротник на две форменные пуговицы малого размера. Изготавливалась гимнастёрка из хлопчатобумажной ткани, застёгивалась на пуговицы, скрытые под планкой. Здесь же представле-ны кожаная патронная двугнёздная сумка, плечевая лямка, поясной ремень, и стеклянная фляга в суконном чехле.

Принятые на снабжение Красной армии тем же приказом, что и гимна-стёрка 1935 года, шаровары оставались неизменными в течение всей Великой Отечественной войны. Они представляли собой галифе с высокой посадкой, хорошо облегавшие талию, свободные в верхней части и плотно обтягивающие икры ног.

На гимнастерке размещены гвардейский знак РККА, учрежденный в мае 1942 года, и награды Великой Отечественной войны в установленном порядке: орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией».

Еще один новый элемент формы РККА той поры – нашивки за ранение.

Они были введены постановлением Государственного Комитета Оборо-ны 14 июля 1942 года. Такие знаки отличия полагались рядовым и командирам (офицеров вернули в армию годом позже), возвратившимся на фронт после операции и лечения в госпитале. Красная нашивка - легкое ранение. Право на красную нашивку получали те, кто получил легкое ранение или контузию, зо-лотистую - тяжелое.

У красноармейцев самого массового рода войск – пехоты, поле петлиц было малиновое, кант чёрный. На плечах размещались пристяжные погоны, для которых были нашиты шлёвки. У пехоты пятиугольные погоны были цве-та хаки, кант по краю погона — малиновый. Лычки младшего командного со-става нашивались в верхней части погона.

«Погоны – это не только украшение, а и порядок, и дисциплина!», - под таким лозунгом, высказанным Верховным Главнокомандующим И. В. Стали-ным, вернулись в войска прежние знака различия.

Возвращение к ним было действительно знаковым событием, означав-шим, что советское правительство полностью и окончательно стало восприни-мать Советский Союз историческим правопреемником дореволюционной мо-нархической России.

Командующий войсками тыла РККА генерал А.В. Хрулев, вспоминал, что ещё в 1942 году его вызвал к себе Сталин и приказал подать предложения проектов погон для полевой, повседневной и парадной формы. Оказалось, что не всё так просто. За 25 лет забвения была утрачены кадры, технологии и тра-диции производства.

Службе тыла пришлось приложить титанические усилия по поиску ста-рых мастеров-ткачей, которых пришлось буквально «выдергивать» с фронта.

Проблемы были со станками и прочим оборудованием, большая часть которого ещё в 1920-е были перепрофилированы на другие нужды экономики.

Если полевые и повседневные погоны для рядового и среднего команд-но-начальствующего состава получилось частично воспроизвести с имперских образцов, то производство погон старшего и высшего командного состава ста-ло сложной задачей. Поиски цельнотканого галуна, из которого в царской Рос-сии изготовляли генеральские погоны, превратились в настоящий детектив. Впрочем, это уже другая история...

«О гуслях любовью»

«О гуслях любовью»

В «Славянском историко-краеведческом музее» есть удивительный музыкальный инструмент, относящийся к категории струнных щипковых, и размером он с кухонный стол. Называется он «Гусли клавишные концертные столовидные», состоят из прямоугольного корпуса с декой (тонкой деревянной пластиной, которая вибрирует, и собственно отвечает за звук). С левой стороны – съёмная коробка с небольшой клавиатурой - механика. Для настройки инструмента её отстегивают и убирают. На больших гуслях 61 струна+-, струны железные, разной толщины, напоминают рояльные, крепятся и настраиваются – так же, даже настроечный ключ одинаковый. Струны расположены в один ряд, и изначально заглушены демпферами.

Современному человеку все меньше интересна старина, и все то, что с ней связано. Это произошло и с гуслями. Постепенно такой прекрасный инструмент как гусли был вытеснен современными: гитара, фортепиано и т.д. Но как можно было забыть гусли! Ведь звучание гуслей придает неповторимый колорит древних времен.

Гусли – старинный русский музыкальный инструмент. Время и место изобретения точно не известно. История возникновения инструмента скрывается во мгле веков. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст, и место их рождения. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. Этот инструмент появился на свет давным-давно. Первое упоминание о гуслях датируется II веком нашей эры. «Гусельная доска», «досточка гусельная» — под таким названием упоминается в песнях и былинах. Он, подобно арфе, родился на свет из натянутой струны лука. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску. Корпус гуслей состоял из нескольких дощечек, собранных затем в широкий и плоский ящик, имеющий внутри резонаторную полость. Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков. На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн.

С тех пор историю Руси активно сопровождали образы сказителей и бродячих артистов, играющих на гуслях. Этот инструмент любил весь народ, его можно было встретить и при дворе царя, и у простых людей.

Так как гусли имеют долгую историю и были созданы много столетий назад, естественно, что инструмент, прошедший столь длинный путь, видоизменялся, совершенствовался и подстраивался под определенные особенности игре на нем.

Одни из первых гуслей назывались «шлемовидными», потому что их форма действительно напоминала шлем. В дальнейшем появились гусли трапециевидной и прямоугольные формы. Традиционно гусли делят на несколько типов: звончатые, щипковые и клавишные.

А какие гусли самые древние? — Наколенные гусли. В Новгородской области при раскопках нашли маленькие гусельки с пятью струнами. Их носили за пазухой, под полой, как поется в русских народных песнях. Они были разными. Кто как хотел, тот так для себя и мастерил. Пятью струнами не ограничивались, стали семь ставить, девять, одиннадцать, пятнадцать. Инструмент рос. И где-то на рубеже ХVII-ХVIII веков появились столообразные гусли. Исполнители, я думаю, просто не удерживали их на коленях. В какой-то момент положили на стол, прикрутили четыре ножки. Родился новый инструмент.

Гусли — инструмент древний. Как они «дожили» до наших дней? — У этого инструмента действительно бывали тяжелые времена. Гусли были гонимы. Их отбирали, ломали. Целыми телегами, как сказано в исторических источниках, грузили их, везли за Москву-реку и жгли. Даже считалось грехом слушание гуслей. Гусляры высмеивали пороки власти и церкви, а это не всем нравилось.

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые – столовидные и гусли клавишные. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

«Мастерская снегурочки»

«Мастерская снегурочки»

17 января 2024 года в Славянском историко-краеведческом музее прошел мастер-класс по рисованию зимы в нетрадиционной технике «Мастерская Снегурочки».

Рисование – это одно из самых любимых занятий ребят, а если еще и необычным способом, то оно вызывает у детей только положительные эмоции.

В ходе мастер-класса ребята познакомились с новой техникой рисования. Такое мероприятие помогает развивать воображение, образное мышление, учит создавать композицию.

Участники нарисовали замечательную картину с помощью ватных палочек, фольги, пластиковых вилок. Все остались довольны результатом своими работами.

Такое творческое занятие легко повторить дома. Рисунок можно вставить в рамочку и использовать для украшения интерьера или в качестве подарка.

Страница 11 из 251«789101112131415»