«Облик солдата Великой Отечественной войны»

«Облик солдата Великой Отечественной войны»

В 2020 году в Славянском историко-краеведческом музее был открыт зал военной формы. Это проект, основная цель которого — сохранение и популяризация лучших армейских традиций. Посетители познакомятся с основными этапами эволюции военной формы защитников Отечества за последние 80 лет.

Зал отлично оборудован — информация об экспонатах представлена в доступной форме: как на манекенах, так и с использованием современных мультимедийных технологий. Большая часть экспонатов ориентирована на детскую и молодежную аудиторию.

Экспозиция начинается с реконструкции униформы советского солдата (сержанта-пехотинца) решающего этапа Великой Отечественной войны и завершается воссозданным современным образом современного бойца, участника Специальной военной операции на Украине.

К началу переломного в Великой Отечественной войны 1943 года крас-ноармеец в теплое время в строю носил гимнастёрку, пилотку с красной звез-дой, галифе, сапоги или ботинки с обмотками. Вся одежда была цвета хаки.

В качестве зимней одежды полагалась однобортная шинель с отложным воротником, на котором были петлицы в цвет рода войск и знаки различия, ли-бо ватные телогрейки. На голове носили шапки-ушанки.

В ходе войны форма Красной армии из-за трудностей в работе текстиль-ной промышленности неоднократно оптимизировалась до предела ее практиче-ских свойств. В целях ускорения производства отдельных предметов обмунди-рования и экономии материалов постоянно принимались небольшие отступле-ния от довоенных кондиций: отказ от карманов на красноармейской гимнастер-ке, облегчение суконной пилотки.

Представленная в экспозиции музея форма была введена приказом Народного комиссара обороны СССР от 15 января 1943 года взамен образца 1935 года. Главные отличия гимнастёрки заключались в мягком стоячем во-ротнике вместо прежнего отложного. Застёгивался воротник на две форменные пуговицы малого размера. Изготавливалась гимнастёрка из хлопчатобумажной ткани, застёгивалась на пуговицы, скрытые под планкой. Здесь же представле-ны кожаная патронная двугнёздная сумка, плечевая лямка, поясной ремень, и стеклянная фляга в суконном чехле.

Принятые на снабжение Красной армии тем же приказом, что и гимна-стёрка 1935 года, шаровары оставались неизменными в течение всей Великой Отечественной войны. Они представляли собой галифе с высокой посадкой, хорошо облегавшие талию, свободные в верхней части и плотно обтягивающие икры ног.

На гимнастерке размещены гвардейский знак РККА, учрежденный в мае 1942 года, и награды Великой Отечественной войны в установленном порядке: орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией».

Еще один новый элемент формы РККА той поры – нашивки за ранение.

Они были введены постановлением Государственного Комитета Оборо-ны 14 июля 1942 года. Такие знаки отличия полагались рядовым и командирам (офицеров вернули в армию годом позже), возвратившимся на фронт после операции и лечения в госпитале. Красная нашивка - легкое ранение. Право на красную нашивку получали те, кто получил легкое ранение или контузию, зо-лотистую - тяжелое.

У красноармейцев самого массового рода войск – пехоты, поле петлиц было малиновое, кант чёрный. На плечах размещались пристяжные погоны, для которых были нашиты шлёвки. У пехоты пятиугольные погоны были цве-та хаки, кант по краю погона — малиновый. Лычки младшего командного со-става нашивались в верхней части погона.

«Погоны – это не только украшение, а и порядок, и дисциплина!», - под таким лозунгом, высказанным Верховным Главнокомандующим И. В. Стали-ным, вернулись в войска прежние знака различия.

Возвращение к ним было действительно знаковым событием, означав-шим, что советское правительство полностью и окончательно стало восприни-мать Советский Союз историческим правопреемником дореволюционной мо-нархической России.

Командующий войсками тыла РККА генерал А.В. Хрулев, вспоминал, что ещё в 1942 году его вызвал к себе Сталин и приказал подать предложения проектов погон для полевой, повседневной и парадной формы. Оказалось, что не всё так просто. За 25 лет забвения была утрачены кадры, технологии и тра-диции производства.

Службе тыла пришлось приложить титанические усилия по поиску ста-рых мастеров-ткачей, которых пришлось буквально «выдергивать» с фронта.

Проблемы были со станками и прочим оборудованием, большая часть которого ещё в 1920-е были перепрофилированы на другие нужды экономики.

Если полевые и повседневные погоны для рядового и среднего команд-но-начальствующего состава получилось частично воспроизвести с имперских образцов, то производство погон старшего и высшего командного состава ста-ло сложной задачей. Поиски цельнотканого галуна, из которого в царской Рос-сии изготовляли генеральские погоны, превратились в настоящий детектив. Впрочем, это уже другая история...

В этом разделе