Интересное об известном. Один карандаш и сорок тысяч слов.

Интересное об известном. Один карандаш и сорок тысяч слов.

Цветными карандашами мы раскрашивали картинки в альбомах, карандашом старательно выводили свои первые буквы. Слово «карандаш» пришло к нам из восточных стран и в переводе с тюркского означает «чёрный камень». И хотя история знакомого нам простого карандаша начинается лишь с XVI века, у него много родственников, а точнее, предшественников.

Пожалуй, самый первый и древний родственник карандаша – обугленная на костре палка или просто уголёк. Они ведь не только пачкали руки, но и оставляли тёмный след на стенах пещеры, чем пользовались первобытные художники для создания своих картин. Одним из прообразов современного карандаша можно назвать заострённый с обоих концов прутик, который обмазывали глиной и обжигали на огне, пока он не превращался в древесный уголь. Палочками древесного угля рисовали древние греки и римляне, делали наброски художники античного мира. Позже, примерно в XIII веке, в обиход вошли свинцовые «карандаши» - свинцовые палочки, или штифты. Интересно, что в немецком языке слово, означающее карандаш, переводится как «свинцовый стержень, штифт». Этот «карандаш» помещали в металлическую или кожаную оправу. На бумаге свинцовый «карандаш» оставлял светло-серые, пусть и не очень яркие, но довольно чёткие следы, которые легко можно было стереть… хлебным мякишем. Резинок-ластиков тогда ещё не было. Существовали в те же времена и серебряные «карандаши». Так называли заострённый серебряный стерженёк или проволочку, которую припаивали к ручке и хранили в специальном футляре. Серебряные «карандаши» стоили дорого, и не каждый мог их себе позволить. След такого карандаша был лучше, чем у свинцового, чёткий и более тёмный. Но требовалось особое мастерство, ведь стереть, исправить рисунок уже было невозможно. Серебряными «карандашами» в эпоху Возрождения работали многие известные художники – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Альбрехт Дюрер и другие. Рисунок вначале был голубовато-синего цвета, но постепенно, в результате окисления, приобретал тёплый коричневый оттенок.

В XIV веке в Италии стали использовать горную породу – глинистый чёрный сланец или «чёрный мел», который добывали в Пьемонте. «Итальянские карандаши» изготовляли из кусков чёрного сланца, а позже из прессованного в стержень порошка из сажи жжёной кости с добавлением растительного клея. Такой карандаш давал чёрный, бархатистый цвет, легко растушёвывался на бумаге, создавая эффект светотени. Современные

художники продолжают пользоваться «итальянским карандашом», правда, состав его несколько изменился и усложнился. Говорят, что во Франции насчитывается более трёх тысяч различных соусов. Но этот «соус», изобретённый в XV веке, не имеет к кулинарии никакого отношения. «Соус» или «французский карандаш» - это смесь сажи, угольного порошка и клея. «Соусом» также пользуются современные художники.

И вот наступил XVI век, год 1565-й, когда в Англии, в графстве Камберленд, после бури под корнями упавшего столетнего дуба пастухи нашли необычные чёрные камни. Они оставляли чёрные следы на руках, на ткани и на бумаге. Это был графит. Вскоре из графита стали делать заострённые палочки для рисования, а чтобы удобно было держать в руке графитовый стержень, его зажимали между дощечками, обёртывали бумагой, плотно обматывали бечёвкой или помещали в красивые футляры. Такие первые графитовые карандаши быстро вошли в моду и высоко ценились, несмотря на то, что карандашный грифель из чистого графита был хрупким и легко ломался. Открытое месторождение графита считалось единственным в мире, поэтому его использовали очень экономно, опасаясь быстрого истощения этого ценного минерала. По указу властей графит, под страхом смерти, разрешалось добывать только шесть недель в году и запрещалось вывозить из страны. Ведь графиту нашли применение и в военном деле – его добавляли при изготовлении жаропрочных тиглей, в которых отливали ядра.

«Посуда бьётся к счастью!» - так иногда говорят, когда кто-то неловко уронит чашку на пол. Но бывает, что разбитая чашка помогает сделать открытие. Как гласит легенда, в 1790 году австрийский владелец фабрики по производству посуды в Чехии, Йозеф Гартмут обратил внимание на то, что осколок разбитой чашки оставил на бумаге тёмный след. Значит, в глине, из которой была изготовлена чашка, содержится графит! Проведя много опытов, Гартмут изготовил прочный грифель для карандашей из смеси порошка графита с глиной и водой. Для прочности смесь обжигали в печи. Своё изобретение Гартмут назвал «кохинор», что значит «не имеющий себе равных». Несколько позже, независимо от Гартмута, французский художник, учёный и изобретатель Никола Жак Конте придумал смешивать порошок из графита с глиной, крахмалом, сажей. Эту смесь также обжигали в печи и получали прочный карандашный грифель. Изменяя пропорции смеси, можно было получать карандаши различной степени твёрдости. В 1851 году граф Лотар фон Фабер, владелец фабрики по производству карандашей, предложил делать карандаши с шестью гранями, которые в отличие от круглых, не скатываются со стола, их удобно держать. Интересно, что в 1856

году Лотар фон Фабер получил право добывать высочайшего качества графит в нашей стране, в Сибири.

Так рождался знакомый нам простой карандаш. В некоторых современных карандашах деревянная оболочка заменена пластиком и вместо глины используются различные полимеры. А вот цветные карандаши появились сравнительно недавно, лишь в XX веке. Побывал карандаш и в космосе. Юрий Гагарин, первый человек, совершивший космический полёт, вёл свои записи карандашом.

А знаете ли вы, что обычным карандашом средней твёрдости можно провести линию длиной 56 километров и написать более сорока тысяч слов? А одна буква, написанная карандашом, весит примерно 0,00033 грамма?

«Его Величество Медведь»

«Его Величество Медведь»

В Краснодарском крае в горах и предгорьях Северного Кавказа живут малые бурые медведи, самый маленький подвид. Их рост не превышает 2-х метров. Особенность этого подвида медведя заключается в том, что они миролюбивы и в основном травоядны. Они редко нападают на больных и ослабленных животных. Питаются дикими плодами, каштанами, буковыми орешками. Буреломы, глубокие ниши под скалами, расщелины являются основными убежищами для кавказских медведей.

Человеку к этому животному можно близко приблизиться только в том случае, если ветер не доносит до него человеческого запаха. У медведя плохое зрение и слух. Однако они сами могут пожаловать к населенным пунктам в лесной зоне и испортить, например, урожай кукурузы. Зимой многие кавказские медведи не засыпают и передвигаются ближе к югу, где ищут под снегом пропитание. Несмотря на внушительные размеры, о них созданы интересные мультфильмы и сказки. Они успешно выступают в цирках. А его косолапость с любовью описана в детских стишках.

В Славянском музее природы Восточного Приазовья среди экспонатов есть кавказский медведь. У Вас есть возможность посмотреть его в натуральную величину, а также посмотреть других птиц и зверей, и узнать много нового и интересного!

«Мастер дивного света. Куинджи»

«Мастер дивного света. Куинджи»

«Куинджи – художник света. Свет – очарование, и сила света, и его иллюзия были его целью. Конечно, вся суть этого явления заключалась в самом Куинджи, в его феноменальности, личной врожденной оригинальности. Он слушал только своего гения – демона…»

 

И. Е. Репин

 

 

Сегодня Куинджи считают заслуженным классиком живописи и одним из великих художников наравне с Ильёй Репиным и Иваном Айвазовским. А ведь жизненный путь Куинджи не менее удивителен, чем его произведения. Рано осиротевший сын сапожника, он приехал в Петербург с пустыми карманами и стал к 40 годам миллионером. Провинциал-самоучка, над чьей техникой рисования потешались столичные снобы, Академия художеств не принимала даже в вольнослушатели, из-за слабой художественной подготовки. Однако он стал одним из самых известных художников эпохи, его полотна покупали коллекционеры и члены императорской семьи, а на выставках выстраивались очереди. У Куинджи была железная хватка. Если он видел цель, то не останавливался, пока не добивался своего: по выражению Репина, «буравил землю насквозь».

Будучи учеником, самого Айвазовского он перенял в него любовь к природе и живописи. Но больше всего автор любил солнечный свет. Его яркость и игру теней. Куинджи писал контрастными цветовыми пятнами, акцентируя плоскость холста, где сквозь красочный слой часто просвечивал грунт и даже фактура, плетение ткани. Использовал и цветной грунт, который был как бы добавочным цветом, придававшим дополнительную эффектность оптическим иллюзиям, создавая впечатление, что картина подсвечена с тыльной стороны. Он был новатором. Буквально каждая новая работа Архипа Ивановича была открытием, она удивляла и приковывала к себе внимание. Быстро найдя свой фирменный стиль в пейзаже, Куинджи наполнил его философским смыслом, добавив контрастности, словно осветив огнями театральной рампы.

В честь 180-ти летия со дня рождения Куинджи Славянский историко-краеведческий музей подготовил видеоролик «Мастер дивного света. Куинджи».

Видео можно посмотреть здесь

200 дней мужества

200 дней мужества

2 февраля отмечается День воинской славы России — День разгрома советской армией немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Сталинградская битва — одно из крупнейших сражений в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Она началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года. Сталинградская битва стала одной из самых ожесточённых и кровопролитных в истории человечества. Двести дней и ночей не прекращались сражения на берегах Дона и Волги, на подступах к Сталинграду и даже в самом городе. Площадь Сталинградской битвы составила около 100 тысяч квадратных километров при протяженности фронта от 400 до 850 километров. С обеих сторон в сражениях участвовало более двух миллионов человек.

По характеру боевых действий Сталинградская битва делится на два периода: оборонительный и наступательный. Оборонительный период продолжался с 17 июля по 18 ноября 1942 года. Немецко-фашистское командование ставило целью разгромить советские войска на юге страны, овладеть нефтяными районами Кавказа, богатыми сельскохозяйственными районами Дона и Кубани, а также нарушить коммуникации, связывающие центр страны с Кавказом, и создать условия для окончания войны в свою пользу. Но этим планам не суждено было осуществиться.

Велико было стратегическое значение Сталинграда. Сталинград (ныне Волгоград) был крупным промышленным городом, в котором работал знаменитый тракторный завод, выпускавший 50% всех тракторов, производимых в нашей стране. В 1940 году на его базе было начато производство танков Т-34. Сталинградские заводы «Красный Октябрь», «Баррикады», «Судоверфь» выпускали продукцию оборонного значения. Сталинград являлся крупным транспортным узлом с магистралями в Среднюю Азию и на Урал. По Волге велась транспортировка Бакинской нефти в центральные районы страны. Именно во время Сталинградской битвы был отдан приказ №227 советского командования «Ни шагу назад!». Девизом всех защитников Сталинграда был призыв: «За Волгой для нас земли нет». Ценой немыслимых потерь советские войска остановили продвижение фашистских полчищ на восток, нанесли им сокрушительное поражение и переломили ход войны, открыв путь к победе. Это сражение стало самым кровавым, жестоким и страшным за всю историю войн. В Сталинградской битве в разное время участвовали войска Сталинградского, Юго-Западного, Донского, левого крыла Воронежского фронтов, Волжская военная флотилия и Сталинградский корпусной район войск противоздушной обороны.

19 ноября 1942 года начался наступательный период Сталинградской битвы, завершившийся 2 февраля 1943 года. Советское командование разработало военные операции «Уран», «Малый Сатурн», «Кольцо», проведение которых завершилось контрнаступлением советских войск, окружением и полным разгромом группировки войск противника. В ходе Сталинградской наступательной операции были разгромлены немецкие 6-я армия и 4-я танковая армия, 3-я и 4-я румынские армии, 8-я итальянская армия. Общие потери противника составили около 1,5 миллиона человек. В Германии впервые за годы войны был объявлен национальный траур.

Значение Сталинградской битвы трудно переоценить. Сталинградская битва внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в Великой Отечественной войне. Советские вооруженные силы захватили стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны. Поражение фашистского блока под Сталинградом подорвало доверие к Германии со стороны ее союзников, способствовало активизации движения

Сопротивления в странах Европы. Япония и Турция вынуждены были отказаться от планов активных действий против СССР.

Победа под Сталинградом явилась результатом несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма советских войск. За боевые отличия, проявленные в ходе Сталинградской битвы, 44 соединениям и частям были присвоены почетные наименования, 55 -- награждены орденами, 183 -- преобразованы в гвардейские.

Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены правительственных наград. 112 наиболее отличившихся воинов, участников Сталинградской битвы, стали Героями Советского Союза. Среди них наш земляк летчик Алкидов Владимир Яковлевич, который в составе 434-го особого истребительного авиаполка воевал на Южном фронте на прикрытии наземных войск в Сталинградском направлении.

В честь героической обороны города советское правительство учредило 22 декабря 1942 года медаль «За оборону Сталинграда», которой награждены 754 тысячи его защитников. В числе награжденных -- наши земляки-славянцы: гвардии-капитан Котелевский Андрей Иванович, артиллерист-связист Лелис Афанасий Федорович, военврач III ранга Короткова Клавдия Ивановна. В составе 88 стрелкового полка 33-й гвардейской стрелковой дивизии, оборонительными боями которой в июле 1942 года началась Сталинградская битва, служил командиром взвода полковой разведки Вертель Василий Васильевич, житель нашего города.

В битве за Сталинград принимали участие командир отделения разведки 288-го стрелкового полка 181-й стрелковой дивизии 13-й Армии Лысанов Иван Гаврилович, удостоенный позднее звания Героя Советского Союза, помощник командира саперного взвода Алафердов Александр Галустович, ставший за годы войны Полным кавалером ордена Славы. Артиллерист Искра Петр Иванович в июле 1942 года в составе 92 стрелковой бригады сражался на Сталинградском фронте, а когда бои шли на территории самого города Сталинграда, воевал в районе завода «Красный Октябрь» в составе артиллерийской батареи 76-мм орудий.

1 мая 1945 года приказом Верховного главнокомандующего Сталинграду было присвоено почетное звание города-героя. 8 мая 1965 года в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне город-герой был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

"НЕПОБЕЖДЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД"

День воинской славы России — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год). Отмечается 27 января в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России».

В первой редакции Закона эта памятная дата называлась — День снятия блокады города Ленинграда (1944 год). Указом Президента РФ от 1 декабря 2014 года «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» наименование дня воинской славы было изменено.

27 января 1944 года советские войска полностью сняли длившуюся 872 дня фашистскую блокаду города. В ознаменование окончательного снятия блокады в Ленинграде был дан праздничный салют.

Более 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были представлены к различным орденам и медалям. 226 защитников города стали Героями Советского Союза. Медалью «За оборону Ленинграда» было награждено порядка 1,5 миллионов человек. За стойкость, мужество и невиданный героизм в дни блокады город был награжден Орденом Ленина и получил почетное звание «Город-герой Ленинград».

В настоящее время в этот день в городе проходят различные праздничные и памятные мероприятия, чествование ветеранов Великой Отечественной войны и всех жителей города, кто пережил эти страшные дни блокады.

Сотрудники Славянского историко-краеведческого музея подготовили для Вас видеоматериал, включающий демонстрацию выставки «Блокадной вечности страница», документов из личного дела Мещерякова Ивана Терентьевича.

Мещеряков Иван Терентьевич родился в 1918 г., в с. Токаревка Тамбовской области, окончил Воронежский Государственный университет. До призыва в армию работал инспектором РАЙОНО Токаревского района Тамбовской области. С первых дней Великой Отечественной войны участвовал в боях на Ленинградском направлении в составе 10-й стрелковой дивизии 8-й армии. За проявленный героизм и мужество на Ленинградском фронте старшина Мещеряков был награжден «Орденом Красная Звезда», в 1942 году за участие в героической обороне Ленинграда награжден медалью «За оборону Ленинграда». Был ранен, лечился в госпитале Ленинграда. Принимал участие в минировании дорог в Прибалтике. С 1942 по 1944 год – слушатель Военной Академии в г. Москве. После окончания войны занимался преподавательской деятельностью.

Имеет награды:

- Орден Красной Звезды;

- Медаль за Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»;

- Медаль «За оборону Ленинграда»;

- Медаль «В память 250-летие Ленинграда»;

- Юбилейные медали - семь;

В мирное время присвоено звание «Заслуженный учитель школ РСФСР», «Отличник народного просвещения», являлся членом «Ленинградской секции при Славянском совете ветеранов».

Видео можно посмотреть здесь

Страница 128 из 251«124125126127128129130131132»