День воссоединения Крыма с Россией

День воссоединения Крыма с Россией

16 марта 2024 г. на базе Славянского историко-краеведческого музея был проведен патриотический час «День воссоединения Крыма с Россией». Для приглашенных учащихся городской школы сотрудниками музея было подготовлено повествование о событиях Крымской весны 2014 года, о самых знаковых достижениях Крымского полуострова в составе России за 10 лет.

Детям рассказали об истории и современности Крыма. Изучая прошлое, обращаясь к настоящему, участники патриотического часа приходят к пониманию, что у жителей полуострова Крым есть все исторические основания считать себя россиянами, частью России. Отдельно с ребятами поговорили о значимости референдума 2014 года, в результате которого жители Крыма воссоединились с Россией. В завершение мероприятия посетители музея ответили на вопросы тематической викторины, продемонстрировав хорошие знания по истории нашей Родины.

«Масленицу гулять – зиму провожать»

«Масленицу гулять – зиму провожать»

13 марта 2024 года в Славянском историко-краеведческом музее для детей города и района было проведено мероприятие, посвященное русскому народному празднику, традициям, обычаям как нематериальному этнокультурному достоянию Кубани.

Кубань богата своими традициями, обычаями и праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы – «Масленица». Праздник символизирует собой наступление весны. В ходе мероприятия присутствующим рассказали легенду зарождения праздника, о традициях его проведения, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом солнца. Дети узнали, что масленичная неделя делится на два периода – узкую и широкую масленицы. Узкая масленица длится с понедельника по четверг, а широкая с четверга по понедельник. Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов и обычаев. Все вместе повспоминали названия каждого дня масленицы и посмотрели презентацию с яркими и нарядными слайдами народных гуляний.

«Русская красавица»

«Русская красавица»

13 марта 2024 года в Славянском историко-краеведческом музее для детей города и района было проведено познавательно-развлекательное мероприятие с элементами викторины в рамках Всероссийской культурной программы «Пушкинская карта».

Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие. Матрешка снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства. Ребята узнали об истории появления деревянной игрушки, что матрешки бывают разные, а самая первая появилась лишь в конце 19 века. Весь секрет этой куклы был в том, что внутри у нее помещалось целое семейство. Детям рассказали о способах её росписи и о роли матрешки в жизни русского народа.

На мероприятии дети просмотрели презентацию «Народная игрушка – матрешка», прослушали стихотворения и песни «Ой ты, барышня матрёшка», «Крошки - матрёшки». Так же вспомнили русские потешки, частушки, считалки да дразнилки про матрёшек.

«СЫГРАЙ МНЕ, ДОМРА, СВОЙ МОТИВ ДУШЕВНЫЙ...»

«СЫГРАЙ МНЕ, ДОМРА, СВОЙ МОТИВ ДУШЕВНЫЙ...»

Музыка... Мы слышим её с раннего детства, слушаем, когда нам весело и когда на душе совсем грустно. Музыка наполняет наши души красотой, чистотой, благодатью. Музыка вечна! Так же как и музыка, бессмертны и музыкальные инструменты.

Сегодня мы поговорим о домре — душе оркестра русских народных инструментов. Она незаменима, как скрипка в симфоническом оркестре. Ее звучание пленительно и узнаваемо, его невозможно перепутать ни с каким другим инструментом.

«С песнею ветра задумал Пастух сделать первую домру. Долго трудился мастер. И вот домра запела. Домра запела, запел и певец. Реки и горы запели. Птицы и звери запели. Небо запело», – так говорит сказка о том великом событии. А событие действительно было великое. Древнеегипетский инструмент «танбур» проник в Россию через Персию, в купеческих караванах проехал всё Закавказье. Кстати, и сейчас в тех далёких странах, расположенных на пути купеческих караванов существуют инструменты, похожие на домру, как родные и двоюродные братья. У грузин – чунгури и пандури, у южных славян – танбура, у киргизов и татар – думра, у калмыков – домр, у остяков – домбра. Вот, оказывается, какая большая родня у скромницы – домры.

История домры трагична и насчитывает несколько веков. Популярность народного инструмента приходится на XVI век и 1-ю половину XVII столетия. Когда точно появился этот инструмент, сказать сложно, однако известно, что уже в XVI веке она была основным инструментом народных музыкантов и актёров – скоморохов, развлекавших своими выступлениями знать и простой люд. В средневековой Руси они играли на ней во время своих выступлений, часто позволяя себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Кстати, именно из-за скоморохов, позволявших себе смелые высказывания в адрес знати и духовенства, в XVII веке домра и ряд других инструментов подверглись опале – власти объявили их вне закона, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». В результате в 1648 году вышел Указ о массовом истреблении ни в чём не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ». Знаменитый указ гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды... велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь, а которы люди от того ото всего богомерзкого дела не останутся и учнут вперед такова богомерзкого дела держаться, и тебе б по государеву указу тем людям чинить наказание, и ты бы тех ослушников велел бить батоги».

Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом. По свидетельству немецкого путешественника семнадцатого века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, гружённых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Так казнили домру. Царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, решил заняться исправлением нравов своих подданных. Такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. В результате ли варварского истребления и запрета, или по иным причинам, но уже после 17-го века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят... Таким образом, домра пропала из поля зрения более чем на двести лет.

В девятнадцатом веке уже никто не знал о её существовании. Несмотря на довольно частые упоминания о домре до нас не дошло доподлинного изображения этого инструмента. Потому долгое время не знали, к какому роду инструментов её отнести.

Вернулась из забытья она лишь в конце прошлого века, в глухой деревеньке Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса, напоминавший старинную домру. Инструмент попал в руки Василия Васильевича Андреева как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментов. Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую домру. Именно по этому вятскому образцу в 1896 году и была воссоздана полузабытая русская домра, получившая квартовый строй и полный хроматический звукоряд.

В 1896-1900 гг. на основе этой домры В. В. Андреев создал целое семейство домр от пикколо до контрабаса. Вместе со своими соратниками он усовершенствовал его, а также разработал несколько разновидностей. Считается, что домры разных размеров существовали еще в XVII веке (назывались они домришка и домра басистая), однако именно Василий Андреев вместе с талантливыми мастерами Налимовым С.И., Пасербским Ф.С., а также при помощи других музыкантов и деятелей изготовили трехструнные домры квартового строя. Образцом для работы стала вятская разновидность реконструированной балалайки. Через 10 лет русскими специалистами были изготовлены 4-струнные домры, которые вошли в состав Великорусского оркестра.

Сегодня домра звучит и как сольный инструмент, и в ансамблях, в оркестрах, а также со сцен театральных залов. Звучание домры открывает для всех нас чудесный мир музыки и дает понять, что мы, русские люди, должны уважать и относиться бережно к родной национальной культуре.

«Калейдоскоп цветов»

«Калейдоскоп цветов»

6 марта 2024 года в Славянском историко-краеведческом музее для детей города и района было проведен мастер-класс к Международному женскому дню в рамках художественного проекта «Искусство, вдохновляющее повседневность».

8 марта - радостный и добрый праздник, в этот день хочется порадовать маму и бабушку подарком. А самый лучший подарок для них – это подарок, сделанный руками любимых.

Участники мастер-класса изготовили праздничную открытку из цветной бумаги, картона, ватных дисков и палочек. Ребята вложили в неё всё своё мастерство, любовь к родным людям. Учащиеся не только вырезали, клеили, но и рассказывали о дорогих, родных, любимых мамах и бабушках.

Подобные мероприятия развивают в детях не только творческие способности, но и развивают эмпатию. Ведь дарить подарки - это всегда радость и удовольствие. Человек, делающий подарок, испытывает целый спектр эмоций, начиная от предвкушения радости и заканчивая чувством удовлетворения от того, что смог сделать кого-то счастливым.

Страница 5 из 251«123456789»