«СЫГРАЙ МНЕ, ДОМРА, СВОЙ МОТИВ ДУШЕВНЫЙ...»

«СЫГРАЙ МНЕ, ДОМРА, СВОЙ МОТИВ ДУШЕВНЫЙ...»

Музыка... Мы слышим её с раннего детства, слушаем, когда нам весело и когда на душе совсем грустно. Музыка наполняет наши души красотой, чистотой, благодатью. Музыка вечна! Так же как и музыка, бессмертны и музыкальные инструменты.

Сегодня мы поговорим о домре — душе оркестра русских народных инструментов. Она незаменима, как скрипка в симфоническом оркестре. Ее звучание пленительно и узнаваемо, его невозможно перепутать ни с каким другим инструментом.

«С песнею ветра задумал Пастух сделать первую домру. Долго трудился мастер. И вот домра запела. Домра запела, запел и певец. Реки и горы запели. Птицы и звери запели. Небо запело», – так говорит сказка о том великом событии. А событие действительно было великое. Древнеегипетский инструмент «танбур» проник в Россию через Персию, в купеческих караванах проехал всё Закавказье. Кстати, и сейчас в тех далёких странах, расположенных на пути купеческих караванов существуют инструменты, похожие на домру, как родные и двоюродные братья. У грузин – чунгури и пандури, у южных славян – танбура, у киргизов и татар – думра, у калмыков – домр, у остяков – домбра. Вот, оказывается, какая большая родня у скромницы – домры.

История домры трагична и насчитывает несколько веков. Популярность народного инструмента приходится на XVI век и 1-ю половину XVII столетия. Когда точно появился этот инструмент, сказать сложно, однако известно, что уже в XVI веке она была основным инструментом народных музыкантов и актёров – скоморохов, развлекавших своими выступлениями знать и простой люд. В средневековой Руси они играли на ней во время своих выступлений, часто позволяя себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Кстати, именно из-за скоморохов, позволявших себе смелые высказывания в адрес знати и духовенства, в XVII веке домра и ряд других инструментов подверглись опале – власти объявили их вне закона, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». В результате в 1648 году вышел Указ о массовом истреблении ни в чём не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ». Знаменитый указ гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды... велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь, а которы люди от того ото всего богомерзкого дела не останутся и учнут вперед такова богомерзкого дела держаться, и тебе б по государеву указу тем людям чинить наказание, и ты бы тех ослушников велел бить батоги».

Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом. По свидетельству немецкого путешественника семнадцатого века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, гружённых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Так казнили домру. Царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, решил заняться исправлением нравов своих подданных. Такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. В результате ли варварского истребления и запрета, или по иным причинам, но уже после 17-го века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят... Таким образом, домра пропала из поля зрения более чем на двести лет.

В девятнадцатом веке уже никто не знал о её существовании. Несмотря на довольно частые упоминания о домре до нас не дошло доподлинного изображения этого инструмента. Потому долгое время не знали, к какому роду инструментов её отнести.

Вернулась из забытья она лишь в конце прошлого века, в глухой деревеньке Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса, напоминавший старинную домру. Инструмент попал в руки Василия Васильевича Андреева как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментов. Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую домру. Именно по этому вятскому образцу в 1896 году и была воссоздана полузабытая русская домра, получившая квартовый строй и полный хроматический звукоряд.

В 1896-1900 гг. на основе этой домры В. В. Андреев создал целое семейство домр от пикколо до контрабаса. Вместе со своими соратниками он усовершенствовал его, а также разработал несколько разновидностей. Считается, что домры разных размеров существовали еще в XVII веке (назывались они домришка и домра басистая), однако именно Василий Андреев вместе с талантливыми мастерами Налимовым С.И., Пасербским Ф.С., а также при помощи других музыкантов и деятелей изготовили трехструнные домры квартового строя. Образцом для работы стала вятская разновидность реконструированной балалайки. Через 10 лет русскими специалистами были изготовлены 4-струнные домры, которые вошли в состав Великорусского оркестра.

Сегодня домра звучит и как сольный инструмент, и в ансамблях, в оркестрах, а также со сцен театральных залов. Звучание домры открывает для всех нас чудесный мир музыки и дает понять, что мы, русские люди, должны уважать и относиться бережно к родной национальной культуре.

В этом разделе