«ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

«ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

18 апреля в России отмечается День воинской славы — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год), установленный Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Хотя само событие произошло 5 апреля по старому стилю, то есть 12 апреля — по новому, 1242 года, но официально праздник — День воинской славы — установлен на 18 апреля. Это издержки перевода дат со старого стиля на новый.

В 1240 году рыцари Ливонского ордена захватили Псков и Копорье. Прибыв в Новгород в 1241 году, князь Александр Невский без промедления начал ответные действия. Воспользовавшись трудностями Ордена, отвлеченного тогда на борьбу с монголами, Александр Невский выступил на Копорье, взял его штурмом и перебил большую часть гарнизона. Часть рыцарей и наемников из местного населения была взята в плен, но отпущена, а изменники из числа чуди перевешаны.

К началу 1242 года Александр дождался брата Андрея Ярославича с «низовыми» войсками Суздальского княжества. Когда «низовое» войско было еще на подходе, Александр с новгородскими силами выступил под Псков и окружил его. Орден не успел быстро собрать подкрепления и выслать к осажденным. Псков был взят, гарнизон перебит, а орденские наместники в оковах были отправлены в Новгород.

Согласно летописям, Ледовое побоище началось при солнечном восходе у Воронея Камени на Узмени. Традиционная схема битвы выглядит следующим образом. Немецкая конная колонна атаковала пеший центр русского войска, нанесла ему большие потери, однако, была охвачена с флангов княжеской конницей и обратилась в бегство.

На льду Чудского озера пало 400 немецких воинов (из них двадцать были настоящие «братья»-рыцари), 90 немцев (из них 6 «братьев») попали к русским в плен. Источники свидетельствуют, что пленные шли возле своих коней во время радостного въезда князя Александра в Псков.

Эта битва, вместе с победами князя Александра над шведами (в июле 1240 года на Неве) и над литовцами (в 1245 году под Торопцем, у озера Жизца и близ Усвята), имела большое значение для Пскова и Новгорода, задержав напор трех серьезных врагов с запада — в то самое время, когда остальная Русь терпела большие потери от княжеских усобиц и последствий татарского завоевания. К тому же Ливонскому ордену был нанесен сокрушительный удар, и продвижение крестоносцев на Восток остановилось.

Ледовое побоище стало первым в истории примером разгрома рыцарей войском, состоявшим в основном из пехоты, что свидетельствовало о передовом характере русского военного искусства.

Сегодняшний День воинской славы — ещё один повод вспомнить героев тех времён и обратиться к истории великих сражений русской армии.

Сотрудники Славянского историко-краеведческого музея подготовили для Вас видеоролик, посвященный битве на льду Чудского озера.

Видео можно посмотреть здесь

«ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ - ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ МЕЧТЫ»

«ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ - ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ МЕЧТЫ»

Далёкие туманности клубя, Всей красотою необыкновенной Вселенная глядела на тебя, И ты глядел в лицо Вселенной.

От угольно-холодной черноты, От млечных вьюг К людской согретой были, Советский человек, вернулся ты, Не поседев от звёздной пыли.

И Родина приветствует тебя, И человечество стоит и рукоплещет, И, спину непокорную горбя, Вселенная к тебе склонила плечи.

(С. Щипачев)

60 лет назад, 12 апреля 1961 года, все радиостанции Земли прерывали свои передачи, чтобы сообщить сенсационную новость – человек в космосе!

Мир услышал гагаринское «Поехали», ознаменовавшее начало пилотируемой космонавтики.

Наш соотечественник Юрий Гагарин на корабле-спутнике «Восток» облетел Землю и благополучно вернулся. И это всего лишь спустя 3,5 года, после того, как наша страна запустила первый искусственный спутник Земли. Этот полет стал выдающимся событием для всего человечества. Подвиг Юрия Алексеевича стал достоянием всего человечества. Мировая общественность встречала первопроходца космоса как национального героя, как гражданина планеты Земля.

За прошедшие годы наша страна прошла огромный путь от 108 минут «гагаринского полёта» до создания пилотируемых космических комплексов. Уже более 20 лет в непрерывном пилотируемом режиме работает Международная космическая станция. В настоящее время на её борту работает экипаж 64-й длительной экспедиции.

Сотрудники Славянского историко-краеведческого музея подготовили информационный видеоролик, посвященный Дню Великой Русской Мечты и человеку, осуществившему ее – Юрию Гагарину, известнейшим советским пионерам космоса.

Видео можно посмотреть здесь

ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ: «АЭРОКОБРА»

ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ: «АЭРОКОБРА»

К концу Великой Отечественной войны американские истребители Р-39N и Р-39Q являлись основными истребителями, которые СССР получал по ленд-лизу. Всего СССР получил 4952 истребителя из 9584 произведенных машин. Именно на истребителе Р-39N «Airacobra» с бортовым №100 закончил войну Александр Иванович Покрышкин. Советский летчик-ас творчески подошел к данному самолету и создал тактику его боевого применения против немецких самолетов. Летая на «Аэрокобре» Покрышкин с весны 1943 года сбил 48 вражеских самолетов, доведя счет своих личных побед до 59 машин.

P-39 «Airacobra» – это одноместный, цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, самолет имел трехстоечное шасси. Конструкция самолета была достаточно необычной для своего времени, так как двигатель находился за кабиной летчика.

Среди боевых самолетов Второй Мировой войны есть немало машин, которые имеют неоднозначную и интересную историю. С одной стороны можно говорить о техническом совершенстве, с другой, налицо явная неудача конструкторов, попытавшихся создать боевую машину нетрадиционной конструкции. Яркий пример — судьба американского самолета-истребителя Р-39 «Аэрокобра». Изначально созданный в порядке эксперимента, с нестандартной для самолетов этого типа компоновкой, истребитель, в конечном итоге, сумел занять свое достойное место в небе на Восточном фронте.

Сотрудники Славянского историко-краеведческого музея предлагают Вашему вниманию видеоматериал в рамках цикла «Оружие Победы», посвященный самолету- истребителю Р-39 «Аэрокобра».

Видео можно посмотреть здесь

Персональная выставка Виктора Вейса «МЕДИТАЦИЯ»

Персональная выставка Виктора Вейса  «МЕДИТАЦИЯ»

В Славянском историко-краеведческом музее с 14 апреля 2021 года начнет работу персональная выставка известного мастера художественного дела, члена Союза художников России Виктора Вайса «Медитация». В экспозицию вошли живописные полотна и графические работы, выполненные в технике «монотипия».

Виктор Прокопьевич много лет занимается живописью, графикой, работает в стиле монументализма – создает очень большие картины. В своей работе Виктор Вайс в первую очередь ищет темы в предварительно подготовленной абстрактной картине, которую создаёт, как правило, на бессознательном уровне, вводя в будущий образный строй картины элементы пластической свободы. При этом художника не волнует абстракция как таковая. Работы Вайса выражают, прежде всего, направленность на образ, с явной установкой на монументальность. При этом абстракция, ощущается, даже в самых, казалось бы, реалистичных образах, как составная часть их пространственной новизны и индивидуальности. Живописные образы художника словно приходят из снов – изолированного царства теней. На его «астральных» холстах природа благодарно отдыхает от переизбытка живых и неживых человеческих сущностей. Немного сумеречное затишье, авторское пристрастие к локальным пятнам, нюансированным внутри, зачастую, излюбленный пепельно-холодный, «лунный» колорит все это выражает художественную манеру мастера.

«История одного шедевра. Портрет А. Н. Островского, писателя. (1871)»

«История одного шедевра.  Портрет А. Н. Островского, писателя. (1871)»

Известный русский писатель и талантливый драматург, основоположник современного русского театра, основатель артистического кружка, член-корреспондент петербургской академии наук и обладатель премии Уварова все это Александр Николаевич Островский.

Для русской классической литературы фигура Островского явление необычное. Роль этого «рыцаря театра» как называли современники Александра Николаевича ещё при жизни для развития русского сценического искусства и всей отечественной культуры сложно переоценить. Он повлиял на всю русскую драматургию так же сильно как Уильям Шекспир на драматургию Англии, Лопе де Вега на «сцену» Испании, а Фридрих Шиллер на театральный мир Германии.

Островский вошел в русскую литературу как наследник Пушкина и Гоголя – национальный драматург, остро размышляющий об общественных функциях театра и драмы, реформирующий повседневную, привычную действительность посредством комизма и драматизма. Мастерски, внимательно вслушиваясь в живую речь народа, он сделал её мощнейшим средством художественной выразительности.

В рамках плана мероприятий на 2021-2023 гг., посвященных подготовке и празднованию 200-летия со дня рождения драматурга А.Н. Островского, Славянский историко-краеведческий музей подготовил видеоролик «История одного шедевра. Портрет А. Н. Островского, писателя. (1871)».

Видео можно посмотреть здесь

Страница 209 из 273«205206207208209210211212213»