«Веков связующая нить»

«Веков связующая нить»

Валяние шерсти, или по-другому фелтинг (от англ. felt «войлок, набивание») - особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.

Валяние самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Ещё в далёком прошлом, около 8000 лет назад, люди обнаружили способность шерсти сваливаться, но самый знаменитый миф о первом валяном ковре связывают с Ноевым ковчегом. По прибытии Ноя на землю обнаружилось, что овцы во время путешествия роняли шерсть, топтали её, так и появился первый валяный ковер.

Вначале для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных для изготовления одежды, ведь только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).

Со временем появились первые мастерские по изготовлению войлока, а в XIX веке и вовсе изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка стала происходить посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. Для домашнего валяния были созданы специальные иглопробивные машины.

Сегодня валяние – популярный вид рукоделия. Благодаря созданию изделий из шерсти, развивается мелкая моторика, воспитание художественного вкуса, к тому же натуральная шерсть обладает обезболивающими, антибактериальными, противовоспалительными свойствами. Мало того овечья шерсть гипоаллергенна, так как она не содержит микроорганизмов, способных негативно повлиять даже на чувствительную кожу. Работа с овечьей шерстью повышают циркуляцию крови, что способствует быстрой регенерации кожи.

Славянский историко-краеведческий музей в рамках Всероссийского культурно-образовательного проекта «Культура для школьников» подготовил онлайн-презентацию «Веков связующая нить» про валяние шерсти как одном из видов декоративно-прикладного искусства.

Видео можно посмотреть здесь

«ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ РИСОСЕЯНИЯ»

«ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ РИСОСЕЯНИЯ»

Одной из ярчайших страниц истории рисосеяния в Приазовье является деятельность Приазовской опытно-мелиоративной станции (в дальнейшем КОМП – Кубанского опытно-мелиоративного пункта), располагавшейся на левом берегу р.Протоки в районе х. Забойского. Первые опытные рисовые поля, заложенные станцией на засоленных почвах, поросших тростником и кочкарником, стали колыбелью для всей рисоводческой отрасли Славянского района.

Весной 1930 года, для изучения крайних низовий р. Кубани, Северо-Кавказской краевой опытно-мелиоративной станцией (СКОМСом) была организована Приазовская опытно-мелиоративная станция, директором которой был назначен инженер-мелиоратор В.А. Павленко. Место для новой станции было выбрано по р. Протоке у канала Демин Ерик, единственного действовавшего канала в Приазовских плавнях, предназначенного для опреснения некоторых внутренних лиманов центрального плавневого массива. В этом же году, пользуясь Деминым Ериком как источником орошения, зернотрест приступил к организации Приазовского рисосовхоза и к первым посевам риса на площади 60 га, положив начало рисосеянию в Славянском районе. Опытный участок был засеян 19 сортами риса в воду: 14 Дальневосточных сорта и 5 Среднеазиатских. Урожайность риса для некоторых сортов оказалась довольно высокой. Дальневосточные сорта Орумсеги и Ольбе дали самый высокий урожай: 39,3 ц/га и 33 ц/га. Также были проведены опыты по изучению зависимости сроков посева и полива риса от паводка р. Протоки, в котором участвовало 16 сортов риса.

Приазовская опытная рисовая станция вела работу по нескольким направлениям: проведение опытов по возделыванию риса путем затопления; агро-почвенной лабораторией в 1931 г. проводились исследования почвы и составление почвенной карты (изучено 630 образцов почвы и 47 образцов грунтовых вод); в том же году была организована метеорологическая станция; в 1933 г. были начаты работы по испытанию нового способа орошения риса – подтопления, который, с 1934 г. стал вытеснять способ затопления.

Опыт работы Приазовской опытной рисовой станции выявил специфические особенности, природные условия, характерные для обширного района Приазовских плавней. Именно в 1930 году стало очевидным, что климат Приазовья является благоприятным для роста, развития и вызревания риса, а почвы обладают исключительным плодородием, обеспечивающим урожайность до 50 ц/га. К 1937 году специалистами станции была проделана огромная работа, которая легла в основу послевоенного освоения Приазовских плавней и последующего успешного развития рисосеяния не только в Славянском районе, но и в низовьях реки Кубани.

Сотрудники Славянского историко-краеведческого музея подготовили для Вас видеолекцию о первых опытах рисосеяния в Славянском районе. Лекция основана на фондовых документах Славянского историко-краеведческого музея.

Видео можно посмотреть здесь

«СИМВОЛЫ ОТВАГИ И МУЖЕСТВА – БОЕВЫЕ НАГРАДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

«СИМВОЛЫ ОТВАГИ И МУЖЕСТВА – БОЕВЫЕ НАГРАДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Война, навязанная нашему народу фашизмом, прервала мирный труд граждан. Сплотившись в единую многонациональную семью, они встали на защиту Родины, мужественно и стойко сражались и побеждали в жестоких боях с врагом. Героизм на фронтах стал поистине массовым явлением.

За отвагу и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками на фронтах Великой Отечественной войны, умелое руководство боевыми операциями, произведено более 5 миллионов 600 тысяч награждений орденами, и свыше 7 миллионов 900 тысяч медалями.

До начала войны награждение орденами и медалями СССР производилось только Указами Президиума ВС СССР. В годы войны Президиум ВС СССР предоставил первоначально право награждения орденами и медалями СССР Военным советам фронтов, армий, флотов и флотилий.

Порядок ношения орденов и медалей СССР устанавливается положением о каждом ордене и медали. Все медали СССР носятся, как правило, на левой стороне груди и располагаются после орденов. В случае смерти награждённого его ордена, медали и документы о награждении оставляются или передаются его семье для хранения как память.

Сотрудники Славянского историко-краеведческого музея подготовили для Вас видеоматериал, содержащий информацию об орденах и медалях СССР, которыми награждали советских людей за боевые подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Видео создано с использованием фотографий и документов из фондов Славянского историко-краеведческого музея.

Видео можно посмотреть здесь

«Анапаит»

«Анапаит»

В начале XX века на Таманском месторождении железной руды недалеко от г. Анапы был найден неизвестный минерал зеленого оттенка. Имя новому камню было дано по месту его первого нахождения Таманит или, наиболее распространенный сегодня – Анапаит, на побережье которого этот минерал был найден.

Встречается камень, главным образом, в двустворчатых раковинах, добываемых из недр побережья вместе с железной рудой. Подобно жемчужине, зеленые кристаллы Анапаита образуются между створок моллюсков. Их можно увидеть в расколе такой раковины. В некоторых местах добычи анапаиты образуются в стволах ископаемых деревьев. Минерал распространен в следующих регионах:

– Россия (Тамань и Крым);

– Германия (Бавария, Саксония);

– Испания (Каталония);

– Италия (Тоскана);

– Юг Новой Зеландии;

– США (Калифорния, Невада);

– Южная Африка (Малави).

Анапаит принадлежит классу водных фосфатов, поскольку состоит из: воды и оксидов кальция, железа и фосфора. Редкие таблитчатые и пластинчатые кристаллы небольшие – всего несколько миллиметров, а в сферическом диаметре до 3-х см. Цвет минерала включает белый и все оттенки зеленого (от лимонно-зеленого до темно-зеленого и даже зелено-голубого). Параметры цвета зависят от содержания железа в составе камня. Такое многообразие оттенков могло бы привлечь ювелиров. Но Анапаит не обладает достаточной твердостью, что делает невозможным его применение в ювелирном искусстве. Зато его хрупкость компенсируется редкостью камня. Кристалл ценится коллекционерами и минералогическими музеями в качестве коллекционного экземпляра.

«НАУКА ЭТО КОСМОС. ГАРМОНЬ»

«НАУКА ЭТО КОСМОС. ГАРМОНЬ»

С момента появления ручной гармони прошло более 200 лет. Возникновение этого инструмента стало предпосылкой к появлению таких популярных музыкальных конструкций, как баян и аккордеон, которые сегодня входят в академическую группу. Но ручные гармоники самых разных видов продолжают шествие по миру, увлекая слушателей своим разнообразным звучанием.

Какой бы разновидности ни была гармошка, по типу звукоизвлечения все виды являются язычковыми музыкальными инструментами, то есть звук извлекается под действием воздушной струи, которая оказывает влияние на язычок. Внешне устройство гармоники выглядит следующим образом:

- левый полукорпус с собственной клавиатурой;

- правый полукорпус с клавиатурой, расположенной на грифе;

- меховая камера с разным количеством барин (складок).

Внутреннее устройство имеет главный элемент – голосовую планку, к которой крепятся язычки. Их два. Один колеблется при разжиме мехов, другой при сжиме. Это особенность ручных гармоник основывается на том, что при растягивании мехов и возвращении их в исходное положение направление воздуха меняется.

Гармошка имеет диатонический звукоряд. Это одно из главных отличий от родственников гармоники баяна и аккордеона с хроматическим или смешанным.

Работа гармоники основывается на принципе рычажного клавишного механизма, как у фортепиано. При нажатии на клавишу происходит открытие в деке, через которую поступает воздух в резонаторную камеру, где расположены язычки.

Родиной гармони считается Германия. В 20-е годы 19 века первый инструмент сконструировал берлинский мастер Фридрих Бушман. Изобретенный им инструмент стал называться «harmonica». Но есть версии, что его могли придумать в Англии и даже в Санкт-Петербурге.

Предшественник гармоники – губная гармошка. Она имеет похожий способ звукоизвлечения.

В 30-40 годы XIX века первые гармоники начали появляться в России. Их привозили богатые граждане из-за границы. В это же время в Тульской губернии началось кустарное изготовление российскими мастерами.

Среди других видов наибольшее распространение получила хромка – «двухрядка» или однорядная русская гармоника.

Гармонь – самый любимый и распространенный русский народный инструмент. Гармонист всегда самый главный гость на любом празднике, а его музыка сопровождает народные гулянья, звучит на соседских посиделках, праздник

Славянский историко–краеведческий музей приглашает Вас посетить выставку, демонстрирующую разнообразие всенародно любимых инструментов, которые часто становились свидетелями важнейших исторических событий.

Страница 208 из 273«204205206207208209210211212»