«Ночь музеев-2021. Крутись, крутись гончарный круг»

«Ночь музеев-2021. Крутись, крутись гончарный круг»

Рассказывая о гончарстве, невозможно обойти вниманием один из важнейших его инструментов – гончарный круг. Вылепляя сосуды ленточным способом, древние гончары задумались о том, как облегчить работу, заменив круговые движения рук вращением самой заготовки изделия. С приёмами вращения люди познакомились с открытием колеса, и колесо стало основой гончарного круга. Это нехитрое устройство изобретенное около 7 тысяч лет назад, с того времени практически не менялось. Внешний дизайн, материалы, из которых выполнены его детали, конечно, со временем модифицировались, но основной принцип действия остался прежним. Гончарные круги используют, и по сей день для создания штучных гончарных изделий, но современные станки вращают не руками и ногами, а электроприводом.

Славянский историко-краеведческий музей в рамках Всероссийской акции «Ночь музеев-2021» подготовил видео-презентацию «Крутись, крутись гончарный круг».

«ТЁПЛЫЙ СВЕТ КЕРОСИНОВОЙ ЛАМПЫ»

«ТЁПЛЫЙ СВЕТ КЕРОСИНОВОЙ ЛАМПЫ»

Древний человек освещал своё жилище огнём, разводя костёр прямо в пещере. Позже, в античные времена, для этих же целей стали использовать пропитанные смолой факелы и масляные лампады. Жители Помпеи, например, наполняли маленькие плоские чашечки с загнутым внутрь краем маслом и опускали туда фитиль, закрепляли его уключиной, чтобы не тонул. При таком освещении и проходили знаменитые пиры римских патрициев. Конечно, даже сравнительно дешёвое растительное масло было доступно далеко не всем. Поэтому самым массовым способом освещения помещения в древности была лучина. Пучки тонко расщеплённых деревянных палочек вставлялись в держатели – светцы. Заострённый конец металлического стержня с разветвлениями, в которые и вкладывалась лучина, вбивали в стену или подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара. Позже в домах побогаче стали использовать свечи – сначала сальные, затем восковые. Следующий важный шаг в домашнем освещении – использование газа. Газовые рожки светили очень тускло, но главным недостатком газового освещения была его дороговизна. И только через сто лет, в середине XIX века, появилась керосиновая лампа – близкая родственница масляной и непосредственная предшественница современной электрической. Конструкция керосиновой лампы проста – в металлическую ёмкость наливают керосин, в который погружен фитиль. Другой конец фитиля используют для зажигания лампы. В качестве дополнительной тяги и защиты от ветра фитиль накрывается стеклянной колбой.

Искусственный свет на улицах европейских городов появился в начале XV века. В 1417 году в один из мрачных зимних вечеров по инициативе Лондонского мэра Генри Бартона в столице Туманного Альбиона были вывешены первые уличные фонари. Вторыми были французы. Узнав о прогрессивном опыте британцев, они начали освещать городские улицы с помощью светильников, которые жители обязаны были ставить в тёмное время суток у окон. Но света они давали не очень много. И в 1667 году Людовик XIV издал указ об уличном освещении. С этого момента за французским монархом, называемым подданными Король-солнце, закрепилось ещё одно прозвище – Блестящий.

Не прошло и полвека, как тусклый свет уличного фонаря стал пробиваться в Россию сквозь прорубленное Петром I окно в Европу. В 1706 году, чтобы добавить пафоса торжествам по поводу победы русских над шведами, Пётр Великий велел вывесить фонари на фасадах домов около Петропавловкой крепости. В 1718 году на петербургских улицах, а спустя 12 лет и на московских, впервые были установлены стационарные фонари. Первые уличные фонари были достаточно примитивны, в них использовались обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения улиц благодаря керосиновому фонарю «Летучая мышь» немецкой фирмы «Fledermaus», выполненному в ветрозащитном исполнении. Позже так стали называть все подобные светильники. Ещё светлее на улицах ночных городов стало после появления в самом начале XIX века газового фонаря.

Освещать улицы электричеством начали в конце XIX века, после изобретения нашим выдающимся соотечественником Александром Лодыгиным угольной лампы накаливания. Новая лампа была высоко оценена не только

Петербургской академией наук, вручившей её разработчику Ломоносовскую премию, но и известным американским изобретателем и промышленником Томасом Эдисоном. Благодаря Эдисону, усовершенствовавшему электролампу и сделавшему её более дешёвой в производстве, вскоре все крупные города мира смогли перейти на электрическое освещение улиц.

На Кубани электрические фонари появились в последнем десятилетии XIX века, и то далеко не в каждом городе. В 1875 году при освещении областного центра – города Екатеринодара – ещё использовали керосин. Причём полностью освещена в ночное время была лишь главная улица – Красная. Для того чтобы каждый вечер зажигать фонари и перед рассветом тушить их, была специально учреждена должность фонарщика. Она оставалась востребованной достаточно долго, потому что даже с постепенным переходом на электрическое освещение в 1910 году на 41 уличный светильник с лампой накаливания, включаемой вручную, в Екатеринодаре приходилось 693 керосиновых и керосино-калильных фонаря. От 20 до 25 фонарщиков, среди которых было много женщин, каждый вечер примерно за час зажигали все городские фонари, подвешенные к высоким деревянным столбам, расположенным в квартале друг от друга. А если ночь выдавалась особенно лунной, в целях экономии также быстро тушили их. С деревянной лесенкой в одной руке и наполненной керосином банкой в другой они напоминали героев сказок Андерсена и несколько диссонировали с модернизированным обликом города.

«НОЧЬ МУЗЕЕВ. ПРИБОРЫ ДЛЯ МЕЛИОРАТИВНЫХ РАБОТ»

«НОЧЬ МУЗЕЕВ. ПРИБОРЫ ДЛЯ МЕЛИОРАТИВНЫХ РАБОТ»

Устойчивое производство риса является обязательным элементом экономической стабильности Краснодарского края. Сегодня Славянский район является одним из ведущих рисосеющих районов Краснодарского края, на территории которого выращивается треть всего кубанского риса. В зоне Приазовских плавней под рис осваиваются заболоченные и засоленные земли. Создание инженерных рисовых систем на таких землях – наиболее рациональный путь их освоения. Еще 85 лет назад трудно было представить, что на территории, большей частью которой являлись болота, плавни и лиманы, благодаря упорству и трудолюбию человека, раскинется бескрайняя рисовая пашня.

Мелиорация – совокупность организационно-хозяйственных и технических мероприятий, направленных на изменение неблагоприятных природных условий (гидрологических, почвенных и др.) в нужном для хозяйственной деятельности человека направлении путём коренного улучшения земель. Включает создание необходимого водного, воздушного, теплового, солевого и пищевого режимов почвы, устранение вредного воздействия вод, формирование благоприятного микроклимата. Мелиорация способствует получению более высоких и стабильных урожаев сельскохозяйственных культур, оздоровлению условий проживания населения, предотвращает опустынивание, обеспечивает возможность освоения пустынных и заболоченных земель. Наряду с механизацией и химизацией, является важным фактором интенсификации сельскохозяйственного производства.

Для проведения мелиоративных работ необходимо использование целого ряда приборов, с некоторыми из них, представленными в экспозиции зала «Освоение Приазовских плавней» Славянского историко-краеведческого музея, Вас познакомит видеоэкскурсия, подготовленная сотрудниками музея.

«НОЧЬ МУЗЕЕВ. БОЛЬШЕ, ЧЕМ МУЗЕЙ»

«НОЧЬ МУЗЕЕВ. БОЛЬШЕ, ЧЕМ МУЗЕЙ»

В этом году традиционная «Ночь музеев» посвящена Году науки и технологии и будет проведена в формате онлайн. Она пройдет 15 мая под названием «Больше чем музей», и цель её – показать, что музей не только место, где хранится что-то старинное, еще он может рассказать о технических и научных достижениях.

На нашем сайте все желающие смогут узнать интересные и малоизвестные факты о предметах, которые раньше присутствовали в жизни людей, например, керосиновая лампа, гончарный круг, анемометр, тахеометр. Многими из них сейчас уже не пользуются, однако очень интересно проследить технический прогресс, движение которого они отражают. Мы готовим видеоролик, посвященный радиомастеру Бондаренко, воевавшему на 1-м Украинском фронте, планируем рассказать об эвакогоспитале, который располагался в нашем техникуме. Вспомним про пластиночный фотоаппарат «Фотокор-1», узнаем про животных-строителей.

Ночь музеев – это возможность заглянуть в запасники музея, узнать удивительное о привычных вещах, историю необыкновенных и старинных предметов, познакомиться с подлинными историческими документами, судьбами людей, которыми гордится наша малая родина. У нас будет интересно!

«ГИЛЬЗА СНАРЯДНАЯ. ОКОПНОЕ ТВОРЧЕСТВО СОЛДАТА ВОЙНЫ»

«ГИЛЬЗА СНАРЯДНАЯ. ОКОПНОЕ ТВОРЧЕСТВО СОЛДАТА ВОЙНЫ»

В Славянском историко-краеведческом музее в рамках плана мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы, 7 мая 2021 года проведено мероприятие, цель которого – познакомить аудиторию с предметами окопного творчества советских солдат в минуты военной передышки. Гостями военно-патриотического мероприятия «Гильза снарядная. Окопное творчество солдата войны» стали солдаты воинской части № 25356 г. Славянска-на-Кубани.

Чем дальше от нас фронтовые сороковые годы прошлого столетия, тем сложнее представить, как выживали люди в то суровое время. Из вещей, предназначенных, казалось бы, только для войны, солдаты, вкладывая в незамысловатое творчество свою душу, создавали изделия, которые улучшали и облегчали фронтовой быт. Такой вид деятельности получил название «окопное творчество». Тонкостенная, закрытая с одного конца, трубка (стакан), служила оболочкой патрона огнестрельного оружия и соединяла в одно целое его части: снаряд (пулю), пороховой заряд и капсюль-воспламенитель. Бойцы учитывали важнейшие качества гильзы: герметичность, стойкость к коррозии, прочность и легкость извлечения из патронника после выстрела.

Патронные гильзы применялись бойцами разных военных специальностей. Разведчики, выполняя боевые задания, записывали координаты целей. При этом карандаш для удобства тоже вставлялся в патронную гильзу. Связисты любой предмет, который мог выполнять функцию отвертки, также вставляли в патронную гильзу. Для подачи экстренных сигналов бойцы могли использовать свисток из гильзы.

Распространены были и самодельные зажигалки. Нехитрую конструкцию делали из патрона: в гильзу вставляли фитиль и заливали керосин. Зажигалась она от кремневого камушка, припаянного сбоку. Патронная гильза использовалась и как пенал-держатель для спичек.

Предметы кухонной утвари солдаты также изготавливали из гильзы. Из зенитных гильз делали рюмки. Гильзу обрезали, а сверху расширяли. Получались симпатичные латунные стаканчики. Подсвечники были одиночными, под одну свечу, или в виде канделябров. Из части гильзы, к которой припаивали ручку, получался замечательный подстаканник.

Из гильз крупного калибра бойцы делали круглые котелки, которые использовались еще в армии Российской империи. Их изготавливали из меди, латуни, алюминия.

Одним из символов Великой Отечественной войны является окопная лампа или коптилка блиндажная. Изготавливали ее из цилиндрических и бутылочных снарядных гильз. Работали они по принципу церковных лампад. Коптилки еще долго использовали и после войны.

В зале Славянского историко-краеведческого музея, посвященном событиям и участникам Великой Отечественной войны, ко Дню Победы оформлена выставка из предметов окопного творчества из фондовых коллекций. Здесь представлены окопные лампы, самодельные кружки с памятными надписями участников военных событий, сувениры. Все эти предметы позволяют нам в очередной раз задуматься над тем, что война еще долго будет напоминать о себе…

Страница 205 из 274«201202203204205206207208209»