«Ночь искусств «МАГИЯ ЛИНОГРАВЮРЫ»

«МАГИЯ ЛИНОГРАВЮРЫ»

Александр Романович Мазин родился в сентябре 1909 года в станице Славянской, в семье столяра. Детство и юность художника пришлись на бурные революционные и лихие годы Гражданской войны. Детская тяга к рисованию с годами переросла в страсть.

Окончив мужскую гимназию в станице Славянской, Александр Мазин поступил в Ленинградскую Академию художеств. Трудному мастерству художника он учился в мастерской профессора Алексея Петровича Эйснера.

Свой выбор Александр Романович остановил на одном из сложнейших видов изобразительного искусства – гравюре. Всю свою жизнь он был верен избранному пути и не расставался с резцом и кистью.

После окончания академии Мазин вернулся на Кубань, в станицу Славянскую, ставшую для него живительным источником творческого вдохновения. В своих произведениях Александр Романович воспевает неповторимую красоту родного края, заветных уголков, знакомых нам с детства.

Чтобы понять всю сложность искусства линогравюры и уровень мастерства художника, необходимо хотя бы коротко сказать о технологии гравировки на линолеуме.

Для линогравюры используется пробковый линолеум, средней плотности, толщиной 2,5-3 мм. Перед работой его тщательно готовят - шлифуют пемзой или наждачной бумагой. Продуманный и хорошо проработанный эскиз, выполненный обычно на кальке, в зеркальном изображении переносится на линолеум. Углубления на линолеуме делаются штихелями - резцами различных профилей и размеров, за счёт штрихов, их толщины, частоты, размеров, направлений передаётся не только форма предметов, но и разница в их материалах. После того как вырезана гравюра наносится краска. Краску можно нанести на прокаточный валик и затем провести валиком по линолеуму или тампоном нанести сразу на линолеум, равномерно распределяя по поверхности.

Линогравюру делают в несколько красок, которые наносят тампонами на различные участки одной доски. При классическом способе для каждого цвета режут отдельную доску. Печатают по очереди с каждой доски на один и тот же лист бумаги. Размер всех досок, конечно, одинаков по ширине, длине и толщине. И с эскиза кальку снимают отдельно для каждого цвета. Все это достаточно сложно. Так работают, достигнув определенной стадии мастерства. Обычно, мастера используют три доски, Александр Романович использовал семь.

Не случайно исключительный талант Мазина отмечала Анна Петровна Остроумова-Лебедева, называвшая художника «своим заочным учеником».

Во второй половине 50-х годов искусству художника-графика у Мазина обучается юный Иван Гончаров, которого к знаменитому станичнику привела мама. Учитель, всячески поощрял талантливого юношу в стремлении овладеть мастерством, даря ему пробные оттиски своих работ с авторской подписью и ободряющими пожеланиями.

В начале 60-х годов Александра Романовича принимают в Союз художников СССР. Художником создано более 100 оригинальных линогравюр, которые были закуплены многими художественными музеями СССР. Работы Мазина участвовали во многих союзных и зарубежных выставках, публиковались в журналах, по сюжетам художника печатались праздничные открытки.

Александр Романович Мазин ушел из жизни 28 апреля 1973 года. Похоронен в городе Славянске-на-Кубани на Свято-Успенском кладбище. Сегодня работы художника являются украшением многих музейных и частных коллекций нашей страны и зарубежья.

Сотрудники Славянского историко-краеведческого музея в рамках акции «Ночь искусств» предлагают Вашему вниманию видеопрезентацию «Магия линогравюры», посвященную жизненному пути и творчеству Александра Романовича Мазина.

Видео можно посмотреть здесь

 

В этом разделе