«Удивительный мир минералов»

«Удивительный мир минералов»

Минералы, образующие горные породы Земли, очень разнообразны. И для каждого из них человек нашел предназначение. Одни минералы считаются драгоценными и очень дорогими (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры). Другие же рассматриваются, как полудрагоценные (хризолиты, топазы, гранаты, аметисты, турмалины и опалы). Камни из этих двух групп используются в ювелирном мастерстве, где из них изготовляются прекрасные украшения.

Есть и прочие цветные камни, применяемые для отделки ювелирных украшений (нефрит, малахит, лазурит, яшма, горный хрусталь). Они не представляют особой драгоценности. Однако наряду с последними и полудрагоценными камнями образуют группу самоцветов.

Кварцы, полевые шпаты и железисто-магнезиальные силикаты применяются в строительных работах. Промышленность также нуждается в минералах:

1) для пиротехники требуются: киноварь, целестин, сера, реальгар, галит, кальцит, бура, ангидрит;

2) для производства оптики: флюорит, диоптаз, кварц;

3) для металлургии: доломит, родохрозит, колеманит, ванадинит;

4) В качестве удобрений: сильвин, сера, чилийская селитра, карналлит, гипс, апатит, вавеллит.

Сотрудниками Славянского историко-краеведческого музея в рамках клубного заседания «Диалог со временем» была подготовлена видеоэкскурсия «Удивительный мир минералов». Видеоролик ознакомит Вас с экспозицией нашего музея и расскажет Вам, в каких отраслях промышленности используются минералы, что такое янтарь, какой минерал назван в честь нашей столицы, и как отличить настоящий малахит.

Видео можно посмотреть здесь

"Живое слово мудрости духовной"

Кто-то из великих людей сказал, что человечеству известны два грандиозных открытия. Это изобретение колеса, давшего человеку возможность передвигаться в пространстве, и появление книги, позволившее ему передвигаться во времени. Книга – не только средство познания мира, но и средство нравственного воспитания личности, так как литература всегда говорит о добре, о любви, о благе, открывая сущность нравственной высоты и низость зла. Среди такой литературы особое место занимает православная.

Книгопечатание в России началось 1 (14) марта 1564 года с изданной в Москве первопечатником Иваном Фёдоровым православной книги «Апостол». К этому важному событию и приурочен замечательный праздник – День православной книги, учреждённый Священным Синодом Русской Православной Церкви в декабре 2009 года и отмечающийся в нашей стране 14 марта.

Православная литература - это книги, в основе содержания и идейного замысла которых находится христианское мировоззрение, исторически сложившееся в восточной византийской традиции. В видовом разнообразии данные книги представлены диапазоном от первоисточников - Библии и Нового Завета, богослужебных книг, богословских научных трудов, творений и житий святых отцов до стихов и прозы на тему православного сознания. Во всех этих произведениях в качестве ценностей пропагандируются евангельские добродетели, заповеди Христа.

Пожалуй, самая знаменитая книга на Земле – Библия, один из древнейших памятников письменности и общечеловеческой культуры. Состоит Библия из двух основных частей: Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет написан ещё в дохристианскую эпоху на древнееврейском языке и почитается как священное писание не только иудеями, но и христианами, представителями двух древнейших мировых религий. Новый Завет, написанный в начале нашей эры на древнегреческом языке, почитается священной книгой только христианами. Верить или не верить в Бога, и по канонам какой религии верить – личное дело каждого, но Библия – достояние всего человечества и обязательно должна быть прочитана каждым. Библия относится к тем книгам, которые читают всю жизнь. Она может быть роскошно издана, проиллюстрирована и переплетена, а может быть скромным томиком, выпущенным для

массового читателя. Суть от этого не меняется: Библия относится к числу тех книг, для которых главное – содержание, а не оформление.

В фондах Славянского историко-краеведческого музея в коллекции редкой книги хранятся издания православной тематики, датируемые XVIII-XX веками. Самые ранние из них - Псалтырь на старославянском языке 1775 года издания, найденный на Урале у старообрядцев и книга протоиерея Г.С. Дебольского "Дни богослужения православной кафолической восточной церкви", изданная в Санкт-Петербурге в 1882 году. Эта книга хранилась в семье Дыляевой Раисы Васильевны, жительницы г. Славянска-на-Кубани и принадлежала её отцу. Во времена расказачивания была уничтожена большая библиотека отца, а эта книга чудом сохранилась и была подарена музею в 1993 году.

В 1896 году в Синодальной типографии Санкт-Петербурга была издана книга "Господа нашего Иисуса Христа Святое Евангелие", переданная в музей в 2001 году Фуфалько Богданом Дмитриевичем. Текст книги напечатан на старославянском и русском языках. На первой странице издания имеется овальная печать Славянской мужской гимназии, а на форзаце дарственная надпись: "На вечную память Юре от Светы. Читай и блюди. 1982 г."

Интересное, душеполезное издание "Выписки из священного и святоотеческого писания и творений святых отцов и учителей церкви" собрал Д. Пермяков. Оно было издано в Москве в типографии Рябушинского на Страсном бульваре в 1913 году. Книга написана старославянским языком, в подзаголовочных данных надпись: "О незаконном крещении и хиротонии, древних еретиков и новых с года отступников русской и греческой церкви. О пророках Енохе и Илье, о антихристе и о церкви Христовой". Эту книгу в 1989 году сдал в музей Турик Михаил Леонидович, член клуба "Любители старины".

В 2020 году книжный фонд музея пополнили новые редкие издания богослужебной литературы: рукописный Молитвослов, Минея общая и праздничная 1862, 1901 годов издания, Ирмологий 1890 года, переданные на хранение о. Максимом, священником Свято-Успенского храма. Достойное место в музейном фонде редкой книги и экспозиции отдела краеведения заняли Библия с русским переводом 1900-года издания, "Тимпаны" – сборник духовных песен на слова Ивана Степановича Проханова, печатавшихся в журнале "Христианинъ" за 1906-1907 годы и подшивка иллюстрированного журнала "Воскресный день", выпускаемого

еженедельно для чтения в христианской семье в 1902 году. Эти интереснейшие издания подарены музею краеведом, руководителем Общества любителей истории и краеведения Славянского района Дмитрием Александровичем Решметом.

Конечно, православная книга – это не только Священное Писание, святоотеческие труды и богословская литература, но и произведения русских писателей, которые глубоко прониклись духом Православия. Такая художественная литература несёт добро, помогает найти смысл в жизни, учит великодушию и милосердию.

"Всё для России. Реформы Петра I"

2022 год в России отмечен как год 350-летия со дня рождения Петра Великого, первого российского императора. При Петре I Россия была преобразована в Российскую империю и стала одним из могущественных государств Европы. Реформаторская деятельность Петра I способствовала укреплению государственной власти и повышению эффективности государственного управления. Петр Великий решительно проводил преобразования внутреннего устройства России. Им была осуществлена военная реформа, реорганизована церковная система, система образования и отдельные сферы экономики России. Его реформы оказали влияние на внутриполитическое устройство страны, что, несомненно, отразилось на российской истории и ощущается до сих пор.

Так становление прокуратуры в России неразрывно связано с именем Петра I. В этом году надзорному ведомству исполнилось 300 лет. 12 января 1722 года в именном Высочайшем Указе Правительствующему Сенату Петр I учреждал при Сенате должность Генерал-прокурора, обер-прокурора и прокуроров при Коллегиях. Петр I учредил прокуратуру Российской империи с целью борьбы с должностными преступлениями, казнокрадством и взяточничеством. Прокуратура создавалась с целью защиты государства и выступала, по выражению Петра, «оком государевым».

Первым генерал-прокурором Сената был назначен Павел Иванович Ягужинский. Представляя его сенаторам, Петр I сказал: «Вот око моё, коим я буду всё видеть». Позднее, 27 апреля, император издал указ «О должности генерал-прокурора». В этом указе были установлены основные обязанности и полномочия генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

Павел Иванович Ягужинский – известный политический деятель и дипломат, сподвижник Петра I, «птенец гнезда Петрова». Он славился честностью и неподкупностью, что, в первую очередь, и ценил в нем Петр Великий. Не случайно, именно П.И. Ягужинский стал первым в истории генерал-прокурором. Он отличался большой работоспособностью. Современники говорили, что Ягужинский за один день делал столько, сколько другой не успевал за неделю. Павел Иванович был тем человеком, который никогда не отрекался от своего мнения, всегда говорил правду, презирал всякие сделки с совестью. Это и ценил в нем Петр I.

Созданное по указу Петра ведомство на протяжении трех веков является фундаментальным и важнейшим институтом правоохранительной системы. История доказала – без сильной прокуратуры не может быть сильного государства.

В Славянском историко-краеведческом музее на выставке «300 лет прокуратуре России», посвященной одному из главных государственных преобразований Петра I, были представлены печатные издания об истории российской прокуратуры, прокурорах России, вышедшие к различным юбилейным датам ведомства. Внимание посетителей привлекали предметы, связанные с Петровской эпохой. Это портреты первого российского императора Петра Великого и первого генерального прокурора в истории России Павла Ягужинского, а также скульптура Петра I.

История показала, что с первых дней создания прокуратура России была и остается главным надзорным органом, обеспечивающим строгое и неукоснительное соблюдение законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами. Работа органов прокуратуры затрагивает все стороны жизни общества. Она требует высокой отдачи, профессионализма, силы и крепости духа, твердости в служении Закону.

Дар Прометея. История спички.

Дар Прометея. История спички.

Люди с незапамятных времён считали огонь священным даром. Как рассказывают нам античные мифы, могучий титан Прометей вопреки воле громовержца Зевса, верховного олимпийского бога, похитил с Олимпа огонь и передал его людям. Зевс жестоко покарал Прометея.

Использование огня – одно из величайших открытий в истории человечества. Трудно сказать, когда был разведён самый первый костёр. Наиболее ранние следы использования огня найдены в Восточной Африке, на стоянке Чесованджа. Их возраст – примерно 1,3 – 1,6 миллиона лет. И если сначала люди пользовались огнём, «посланным с небес», в виде молний, от которых начинались лесные пожары, то позже они сами научились добывать огонь.

На заре человечества существовало несколько способов получения огня. В основе их лежало трение или высекание искры. При добывании огня трением наши предки могли использовать круглую палочку, которую быстро вращали в углублении другой палочки или обрубка дерева, пока не начинали тлеть опилки или подложенный трут из сухого мха, бересты. Палочку могли вращать с помощью обёрнутой вокруг неё тетивы охотничьего лука.

Для высекания искры брали в одну руку кусок кремня, в другую – кресало. Нужен был и трут. Такой набор называется «огниво». Искры высекали ударами кресало о кремень. Огниво хранили в кожаных мешочках или коробочках. Сразу вспоминается сказка Г.Х. Андерсена «Огниво». Огниво широко использовали до конца XVIII – начала XIX века, пока в обиход не стали входить спички. И в наше время, когда мы чиркаем спичкой о коробок или щёлкаем зажигалкой, мы воспроизводим те же древнейшие действия – получаем огонь трением или высеканием искры.

История изобретения спичек весьма запутанна, над их созданием трудились учёные-химики многих стран. Может быть, эта история началась ещё в 1669 году, когда немецкий алхимик Х. Бранд, проводя опыты по созданию философского камня, получил светящееся в темноте вещество, названное позже фосфором. Или в 1680 году, когда ирландский физик и химик Р. Бойль покрыл лист бумаги фосфором, провёл по нему щепкой, покрытой серой, и вдруг вспыхнул огонь. Но спички родились позже…

В 1805 году французский химик Ж. Шансель изготовил, вероятно, самые первые спички. Они были мало похожи на современные: их головки состояли из смеси серы, бертолетовой соли, угольной пыли, сахара, киновари. Спички Шанселя загорались при соприкосновении спичечной головки с капелькой серной кислоты. Такие спички были неудобны и опасны. В солнечную

погоду спичку можно было зажечь с помощью линзы, а вот в пасмурную требовался флакончик с концентрированной серной кислотой. При зажигании спички брызги кислоты часто летели в разные стороны. «Дьявольские спички Джонса» или «Спички Прометея» - так называли спички Шанселя, которые усовершенствовал англичанин С. Джонс. У этих спичек головка состояла из стеклянного пузырька с серной кислотой, обмазанного смесью бертолетовой соли, сахара и клея. А чтобы зажечь спичку, надо было специальными щипцами раздавить пузырёк с кислотой.

В1812 году английский аптекарь Джон Уокер придумал «сухие» спички, которые зажигались трением о наждачную бумагу. Горючая смесь на спичках воспламенялась, рассыпая искры, лишь при усиленном трении и имела весьма неприятный запах.

Фосфорные спички появились в 1831 году. Они зажигались при трении о любую твёрдую поверхность, например, о подошву сапога. Изобрёл их юный французский химик Шарль Сориа. Но у него не было денег, чтобы получить патент. А через год подобные фосфорные спички создал немецкий химик Я. Каммерер. Фосфорные спички оказались очень опасными. Они вспыхивали от малейшего трения, даже от трения друг о друга в коробке, который мог лежать в кармане. Вот почему в те времена родился анекдот, в котором целая спичка говорит другой, обгоревшей: «Вот видишь, к чему приводит твоя скверная привычка чесать затылок!». Белый фосфор – вещество очень ядовитое. И всё же спички с белым фосфором стали очень популярными.

В 1837 году первая фабрика по производству фосфорных спичек появилась и в России, а уже через 10 лет работали около трёх десятков фабрик. Спички укладывались в жестяные, картонные или деревянные коробочки. Одна сторона коробочки была смазана клеем и посыпана мелким песком или толчёным стеклом. Русское название «спичка» происходит от слова «спица» - заострённая деревянная палочка, заноза. В старину спицами называли деревянные гвозди, которыми прибивали подошву к обуви. Первоначально спичками именовали так – «самогарные, зажигательные спички». В ноябре 1848 года вышел закон, разрешающий производство спичек только в Москве и Санкт-Петербурге и ограничивающий розничную продажу спичек. Их объявили причиной участившихся пожаров.

И вот в середине XIX века появляются безопасные спички. Их называли «шведские спички» в честь создателя – шведского учёного и предпринимателя Й. Лундстрема. Вместо ядовитого белого фосфора в спичках использовался безопасный красный, а также сера. В 1855 году «шведские спички» Лундстрема были удостоены медали на Всемирной выставке в Париже. У А. П. Чехова есть рассказ «Шведская спичка»,

написанный в 1884 году. В рассказе такая фраза: «К моим услугам шведская спичка, употребление которой ещё не знают здешние крестьяне. Употребляют этакие спички только помещики, и то не все». Безопасные спички стали очень популярными, и уже во второй половине XIX века во многих странах производство опасных фосфорных спичек было запрещено. На рубеже XIX–XX веков спичечные коробки украсили разнообразные картинки. Появились коллекционеры спичечных этикеток. Это увлечение называют филуменией, а коллекционеров – филуменистами. В 30-х годах XX века стали выпускать спички на картоне, которые помещались в картонный «конверт». Такие спички часто использовались для рекламы отелей, ресторанов, крупных торговых центров.

Коллекция спичечных коробков в фондах Славянского историко-краеведческого музея небольшая, но весьма интересная. Сувенирные спичечные наборы «Деревянное зодчество» с изображением русской деревянной архитектуры XVII – XVIII веков и «Керамика Скопина» из серии «Русские народные промыслы» являются образцами продукции 1980-х годов Балабановской спичечной фабрики и украшением музейной коллекции. Объединённые спичечные коробки в одной большой коробке формируют её по единому тематическому рисунку этикетки. Художественное оформление коробков и этикеток выполнено художником М.А. Маркиным. На внутренней стороне коробки помещена краткая информация по теме набора, которая является необходимым, нужным и очень удачным дополнением спичечного набора.

Сегодня в современных спичках используется более безопасный и сложный состав, производят и специальные спички: «охотничьи» - горящие на ветру, под дождём; сигнальные – горящие цветным пламенем; каминные – длинные, для разжигания каминов и др.

Конечно, спички – это не игрушка. Но для спичек нашлось и другое применение – из них строят… дома, корабли, копии памятников архитектуры.

«Система лиманов Восточного Приазовья»

«Система лиманов Восточного Приазовья»

Восточное Приазовье богато не только своей природой, но и водными ресурсами. Данная территория с запада омывается Азовским морем, по южной части его территории протекают реки Кубань с рукавом Протокой, в северной – Челбас и Бейсуг. Они несут свои воды в море, однако по пути напаивают поля, рисовые чеки, города и села, а также питают и другие водоемы, ярким примером которых являются лиманы.

Лиманы – это водоемы с относительно небольшой глубиной (от полуметра до двух). В общей сложности на территории края насчитывается до 300 водных объектов данного вида. В природе роль лиманов велика. Поросшие тростниками и камышами, они привлекают на гнездовье множество водоплавающих птиц, как перелетных, так и оседлых. Человеком лиманы используются для рекреации и сельского хозяйства.

Рекреация предполагает легальную охоту и рыбалку, лечение грязью. В сельском хозяйстве лиманы используются для разведения пресноводных и ценных видов рыб.

Сотрудниками Славянского историко-краеведческого музея в рамках курса лекции об Азовском море был подготовлен видеоролик с использованием видеоматериал экспонатов музея «Система лиманов Восточного Приазовья». Посмотрев его, Вы узнаете о происхождении лиманов и их развитии.

Страница 120 из 251«116117118119120121122123124»