«ДУША РОССИИ – БАЛАЛАЙКА!»

«ДУША РОССИИ – БАЛАЛАЙКА!»

Историю делают люди, поэтому и вещи, попадающие в музей из личных архивов, зачастую передают дух эпох ярче, чем официальные цифры или сухая статистика. Работники историко – краеведческого музея города Славянска – на - Кубани уверены: пока поток дарителей не иссякнет, история будет живой и осязаемой. Рассматривая экспонаты в витринах музея, мы не задумываемся о том, как именно предмет попадает туда. Кто-то хочет сохранить историю своей семьи и передаёт личные вещи родственников на хранение в музей, другие люди хотят, чтобы дорогие им вещи могли видеть современники, другое поколение.

В Славянском историко-краеведческом музее выставлена коллекция музыкальных инструментов, которая собрана из экспонатов, переданных музею жителями города. Особое место в этой экспозиции занимают балалайки, как самый известный во всём мире русский музыкальный инструмент. В нашем музее представлена балалайка, принадлежащая Почётному гражданину нашего города, Ветерану Великой Отечественной войны, освободителю станицы Славянской Катрич Василию Куприяновичу, её передал музею его сын Куприянов Валерий Васильевич, и очень хотел, чтобы подрастающее поколение имело возможность видеть этот музыкальный инструмент, ведь недаром говорят, что балалайка – душа русской музыки. Ещё один экспонат, выставленной в экспозиции музыкальных инструментов был передан музею жителем Славянска-на-Кубани Осиповым Вячеславом Андреевичем. Эта балалайка «Москва 80» была выпущена специально к Олимпийским играм 1980 года в Москве. В нашем музее можно увидеть несколько разновидностей балалайки, кроме привычной для нас примы, существует ещё секунда, альт, бас и контрабас. Они имеют оркестровые функции.

Само слово балалайка или, как её ещё называют, балабайка, имеют общий корень со словом «балаболить», что как бы означает несерьёзный разговор и прекрасно описывает несерьёзное звучание этого инструмента. Мы постараемся убедить вас в том, что балалайка — это серьезно, балалайка — это содержательно, балалайка — это современно! Балалайка — это еще и душевно!

Точно не известно, когда именно появилась балалайка, но свою популярность она получила с конца семнадцатого века и изначально имела круглый корпус и иногда только две струны.

Балалайка в качестве концертного музыкального инструмента существует немногим более 135 лет. Всего же история русского народного инструмента с названием «балалайка» насчитывает около трех с половиной столетий. Сегодня игре на балалайке учат в музыкальных школах, музыкальных училищах и высших учебных музыкальных заведениях. Классы и кафедры балалайки существуют наряду с классами и кафедрами скрипки и фортепиано, виолончели и флейты, органа и трубы. Для балалайки проводятся конкурсы исполнительского мастерства регионального и международного масштаба. Хорошо сделанная балалайка — настоящая красавица! Геометрически выверенный корпус, строгие пропорции, стройная шейка, изящно изогнутая «спинка», лаковое покрытие — это ли не произведение искусства инструментального мастера. Красота тона и благородство тембра балалайки напрямую зависит от качества изготовления инструмента на всех стадиях. На звучание готового инструмента в первую очередь влияет порода древесины, качество ее заготовки и обработки, и еще множество разных тонкостей, которые многие мастера держат в секрете.

Современная концертная история балалайки началась с деятельности великого реформатора русского народного музыкального инструментария Василия Васильевича Андреева (1860–1918), он придал треугольный вид балалайке. Просветитель Василий Васильевич Андреев, уроженец Тверской губернии, в начале 1880-х годов, услышав балалайку в народе и пообщавшись с любителями игры на ней, решил довести исполнение на балалайке до совершенства. Видные музыкальные мастера Санкт-Петербурга изготавливали для Андреева концертные балалайки. В 1887 году Андреев собрал вокруг себя музыкантов, и, предложив им играть на балалайках разных размеров, создал концертный ансамбль балалаечников. Через девять лет ансамбль был реформирован в настоящий оркестр, который добился заслуженного признания на родине и за границей. Оркестру покровительствовал сам император, а Андреев даже удостоился почетного звания Солиста Его императорского величества. Уже при Андрееве начали появляться виртуозы игры на балалайке, предпочитающие в основном сольную концертную деятельность. Первым таким музыкантом стал Борис Сергеевич Трояновский (1883–1951), который самостоятельно освоил инструмент и развил технику игры на балалайке, придумав много новых исполнительских приемов и обогатив балалаечный концертный репертуар.

После выставки в Париже 1889 года, Андреевский балалаечный оркестр приобрёл невероятный успех во всём мире. В 1913 году состоялось празднование символического двадцатипятилетнего юбилея балалайки в Мариинском театре. Сборы от концерта пошли на поддержку экспедиции лейтенанта Седова на Северный полюс. Большую известность получил русский балалаечник, солист Великорусского оркестра Борис Трояновский. Современники называли его «русским Паганини». Он наравне с Василием Андреевым внёс огромный вклад в популяризацию русской балалайки. Во время Первой мировой войны Трояновский постоянно выступал перед фронтовиками, а в годы Великой Отечественной – находился в блокадном Ленинграде и выступал в госпиталях и на предприятиях.

Сотрудники историко – краеведческого музея города Славянска – на – Кубани благодарны всем, кто помогает делать историю живой и осязаемой и передаёт в музей будущие экспонаты. Добро пожаловать в музей!

В этом разделе