«ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА!» ч. 2

«ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА!» ч. 2

В рамках проекта «Экспонат в объективе. Музейное закулисье» сотрудники Славянского историко-краеведческого музея предлагают Вам познакомиться с интересным экспонатом.

В одном из залов Славянского историко-краеведческого музея экспонируется интересный предмет – фарфоровый стакан 1912 года с надписями на тулове: «Л.Гв.1С.» и «С.Е.В.К.». В 1980 году его подарил музею житель ст. Петровской Кекало Илья Федорович. Более ста лет назад этот фарфоровый стакан получил в память о службе в Лейб-гвардии 1-й Кубанской сотни Собственного Его Величества Конвоя Николая II казак из станицы Петровской Чуть Иван Денисович, несший службу в 1910-е годы в Царском селе. Известный русский писатель А.И. Куприн говорил: «Казак – драгоценный союзник в охране Государства. Со времен седой древности он стоял на рубежах земли Российской, на передовых ее постах, как страж и разведчик, всегда готовый к первому наступлению и к первой обороне. Где еще в мире есть подобный незаменимый род войска?»

Еще в 1811 году возникла идея формирования при Его Императорском Величестве особой гвардии конных казаков от Войска Черноморского. Первым подразделением, на базе которого сформировали Собственный Его Императорского Величества Конвой (С.Е.И.В.К.), стал лейб-гвардии Кавказско-Горский взвод. В начале 1860-х гг. были сформированы Кавказские казачьи эскадроны С.Е.И.В.К., состоящие из кубанских и терских казаков. В 1867 году кубанцы и терцы были выделены в отдельные эскадроны. В итоге Конвой составляли четыре сотни: лейб-гвардии 1-я и 2-я кубанские и лейб-гвардии 3-я и 4-я терские. Император носил звание «Шефа сотен конвоя» и числился в списках лейб-гвардии 1-й Кубанской сотни.

Казаки-конвойцы не только несли службу по охране императорской семьи. Кубанские казаки участвовали почти во всех войнах, которые вела Россия в XIX – начале XX вв. Всегда и везде они демонстрировали воинское мастерство, мужество, самоотверженность. 7 июня 1916 года группа казаков, среди которых был наш земляк Чуть Иван Денисович, при взятии переправы через реку Сучава у деревни Андросфалва (Румыния), находясь в разъезде левее моста, отыскали брод. Под огнем противника казаки переправились через реку, атаковали неприятельскую заставу силою в 17 человек, 5 человек зарубили, а 12 забрали в плен. Честное служение воинскому долгу вознаграждалось независимо от чина и звания. Как было отмечено в приказе №344 от 10 декабря 1916 года, Чуть Иван Денисович, приказный Собственного Его Величества Конвоя, был награжден Георгиевским крестом IV степени № 679926.

«НЕ ПОЩАДИВШИЕ СЕБЯ ВО ИМЯ ОТЕЧЕСТВА»

«НЕ ПОЩАДИВШИЕ СЕБЯ ВО ИМЯ ОТЕЧЕСТВА»

1 августа в России отмечается памятная дата – День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов. Он установлен согласно Федеральному закону РФ от 30 декабря 2012 года «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», в целях увековечивания памяти и отражения заслуг российских воинов, погибших в той войне.

Надо сказать, что поминовение павших солдат началось ещё в годы самой войны, ставшей первым военным конфликтом мирового масштаба, одновременно с появлением первых воинских захоронений. Но в годы советской власти в стране Первую мировую войну рассматривали лишь как столкновение империалистических держав.

Первая мировая война 1914-1918 годов – первый военный конфликт мирового масштаба, в который было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств.

Российская Империя, несмотря на своё участие в союзе стран-победительниц (Антанта), вследствие катастрофического внутреннего положения вышла из Первой мировой войны (после подписания сепаратного Брестского мира в 1918 году), а затем была ввергнута в тяжелейшую Гражданскую войну, последствия которой для России стали не менее ужасными, чем последствия Первой мировой войны. Что не перечёркивает доблести русских войск на её фронтах.

Сколько их, известных и безызвестных осталось лежать в земле? Сколько сложило голову «За Веру, Царя и Отечество!»? Сколько отцов, мужей, сыновей не вернулось домой? По приблизительным подсчётам, это число превышает 1 600 000 человек. И это самое большое число потерь среди солдат и офицеров стран-участниц Первой мировой войны.

Традиционно 1 августа во многих российских и зарубежных городах, где сохранились данные воинские захоронения, проводятся панихиды по погибшим воинам, возлагаются цветы к могилам и к местам братских захоронений. Одно из первых подобных мероприятий было проведено в 1989 году в Даугавпилсе, тогда ещё Латвийской ССР. С тех пор в этот день мероприятия проводятся ежегодно.

В последние годы и на территории разных регионов России устанавливаются памятники, открываются мемориалы, освящаются часовни в память о российских воинах, погибших в годы той войны. Всего в России и за рубежом установлено 20 памятников и мемориалов.

Министерством обороны России при поддержке Федерального архивного агентства и Российского исторического общества создан портал «Памяти героев Великой войны 1914–1918 годов» – первый официальный банк документов об участниках и событиях Первой мировой войны.

Сотрудники Славянского историко-краеведческого музея предлагают Вашему вниманию видеоролик ко Дню памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов.

Видео можно посмотреть здесь

«ВАМ, ПОВЕЛИТЕЛЯМ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ!»

«ВАМ, ПОВЕЛИТЕЛЯМ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ!»

В 1913 г. в ст. Славянской была проложена железнодорожная магистраль и построен железнодорожный вокзал станции Протока. Это была одна из первых железнодорожных веток, построенных в западной части Кубанской области.

К началу ХХ века на территории Кубанской области и Черноморской губернии действовали только линии Общества Владикавказской железной дороги. Для экономического развития станиц Кубанской области необходимо было разветвленное железнодорожное сообщение. Железная дорога должна была обеспечить выход кубанской продукции к портам Азовского и Черного морей, наладить товарообмен между частями Кубанской области.

Идея строительства железной дороги на Кубани стала воплощаться в 1909 году. Инициатором был известный общественный деятель Кубани К.Т. Живило. Самую энергичную поддержку в осуществлении своего начинания он нашел у Начальника Кубанской области генерала М.П. Бабыча. В 1911 году был утвержден Устав Общества Черноморско-Кубанской железной дороги, в котором четко обозначена задача: постройка и эксплуатация железнодорожной линии нормальной колеи общего пользования. Одна из веток железнодорожной магистрали в Кубанской области должна была соединить станции Крымскую и Кущевку Владикавказской железной дороги, проходя через 17 станций, в том числе через станицу Славянскую, вблизи станицы Полтавской, на станицы Тимашевскую, Стародеревянковскую, мимо Староминской.

Как и уставы других российских железных дорог, устав Черноморско-Кубанской дороги требовал, чтобы необходимые для сооружения и эксплуатации железнодорожные рельсы, скрепления, подвижной состав и другие механизмы изготавливались на русских заводах и из материалов отечественного производства. Паровозы изготавливались на Путиловском, Гармановском и Харьковском заводах, подвижной состав был заказан Николаевскому и Русско-Балтийскому заводам. К началу 1913 г. на Кубанской линии уже действовали два таких паровоза.

Строилась дорога при деятельном участии станичных обществ, через которые она проходила. Эти общества, кроме отвода своей земли для новой дороги, выделяли деньги из своей казны и обещали содействовать в работе живой силой, людьми и лошадьми с подводами. Станичное руководство убеждало население участвовать в строительстве железной дороги. И когда наступала передышка в полевых работах, многие станичники отправлялись на строительство железной дороги. Остальные средства в виде субсидии дало государство, но были также выделены значительные суммы из Кубанской Войсковой кассы. Тяжесть постройки ложилась, главным образом, на заинтересованные в ней станицы Ейского, Таманского и Екатеринодарского отделов. Новая железная дорога – «Черноморка» - была собственностью не только станиц бывшего Черноморского Войска, а всего Кубанского Войска.

От станицы Кущёвской, где она соединялась с Владикавказской железной дорогой, новая Черноморская дорога шла через станицы: Шкуринскую, Канеловскую, Старо- Минскую, Ново-Минскую, Стародеревянковскую, Каневскую, Брюховецкую, Тимашевскую. Дальше, через станицы Полтавскую, Славянскую и другие, полотно прокладывалось до Крымской, а там снова связывалось с Владикавказской дорогой, проходившей от Новороссийска через Крымскую и Екатеринодар до Тихорецкой, до главной Владикавказской магистрали.

Движение поездов по всей линии «Черноморки» открылось 11 сентября 1916 года. Подвижной состав тогда состоял из 38 паровозов, 550 крытых товарных вагонов, 200 платформ, 25 цистерн, 33 пассажирских вагонов, четырех почтовых и одного багажного. А обеспечивали работу дороги более тысячи специалистов высшего и среднего звена.

Строительство железных дорог, связавших регион с важнейшими промышленными центрами России и с крупными экспортными морскими портами, стало решающим фактором экономического развития Кубани. Расположенные вдоль линии железной дороги населенные пункты становились центрами экспорта зерна, сюда на заработки стекались десятки тысяч рабочих из центральных районов страны, резко увеличивая численность местного населения. При крупных железнодорожных станциях строились элеваторы – высокомеханизированные зерноприёмники, необходимые для Кубани, как крупного зернового региона. Здесь, у полотна дороги, строились первые крупные промышленные предприятия, большие склады, куда поставлялись из России и из-за границы новейшие земледельческие машины и сельхозорудия, применение которых значительно

интенсифицировало сельскохозяйственное производство. Все это было важным фактором для экономического развития нашего аграрного края.

Предполагалось, что через 81 год после введения в эксплуатацию железная дорога в Кубанской области перейдет в ведомство государственной казны. Но после установления Советской власти на Кубани Черноморско-Кубанская железная дорога была национализирована и, как и все железные дороги страны, стала государственной.

В Славянском районе проложенная и построенная в 1913 году железнодорожная магистраль проходит по южной его окраине через г. Славянск-на-Кубани. Сегодня железнодорожная станция Протока, расположенная в городе, имеет необходимый комплекс технологических зданий и сооружений, обеспечивает ежедневные грузовые и пассажирские перевозки. Вся железнодорожная линия электрифицирована. Большинство производственных процессов механизированы и автоматизированы, что увеличивает пропускную способность железнодорожных составов и повышает безопасность движения.

Многие предприятия города связаны со станцией Протока железнодорожными путями, протяженность которых более 40 км. Это позволяет оперативно получать нужные грузы и своевременно отгружать собственную продукцию потребителям. Железнодорожные пути сообщения в Славянском районе имеют протяженность около 11 километров. Находясь на перегоне между узловыми станциями Тимашевск—Новороссийск, они играют огромную роль в хозяйственно-экономической деятельности района и являются составной частью общегосударственной железной дороги.

С 1950 г. 34 года проработал на железнодорожной станции Протока Мищенко Алексей Иванович (1924- авг.2009 гг.) Он прошел трудовой путь от простого рабочего до заместителя начальника вокзала. За время работы Мищенко А.И. был награжден знаком «Отличник соцсоревнования Министерства путей сообщения», неоднократно поощрялся руководством Управления Северо-Кавказской железной дороги, Краснодарского отделения железной дороги, руководством города и района. Алексей Иванович вел воспитательную работу среди школьников и студентов. В 2000 г. за активное участие в ветеранском движении, в военно-патриотическом воспитании молодежи его фотография была помещена на районную Доску Почета. В 2001 г. Алексею Ивановичу было присвоено звание «Почетный гражданин муниципального образования Славянский район».

Сотрудники Славянского историко-краеведческого музея предлагают Вашему вниманию видеоматериал, подготовленный на основе документов из фондов музея и посвященный Дню железнодорожника.

Видео можно посмотреть здесь

«МЫ СЛАВЕ, ЧЕСТИ, ДОБЛЕСТИ ВЕРНЫ!»

«МЫ СЛАВЕ, ЧЕСТИ, ДОБЛЕСТИ ВЕРНЫ!»

В целях сохранения исторической памяти, преемственности поколений, приобщения детей и молодежи к героической истории Отечества, воспитания их в духе патриотизма 29 июля в городском Доме культуры имени заслуженного работника культуры РСФСР Н.А. Бондаренко Славянского городского поселения проведена районная патриотическая киноакция «Мы славе, чести, доблести верны!». В фойе была представлена выставка подлинных экспонатов военных лет Славянского историко – краеведческого музея, где были представлены фото, документы славянцев - участников Великой Отечественной войны, хирургические инструменты эвакогоспиталя, который в годы войны размещался в станице Славянской, форма бойца Советской армии. На мероприятии выступил настоятель храма Александра Невского п. Совхозного священник Д. Алексеев. Участникам мероприятия был показан художественный фильм «И ты увидишь небо» - о пятнадцатилетнем военном летчике, кавалере ордена Боевого Красного Знамени и двух орденов Красной Звезды Аркадии Каманине, который вошел в историю как самый молодой летчик Второй мировой войны. Мероприятие проведено с соблюдением санитарно – эпидемиологических правил.

«КУБАНСКИЕ ТОПОНИМЫ И ГИДРОНИМЫ»

«КУБАНСКИЕ ТОПОНИМЫ И ГИДРОНИМЫ»

В рамках работы летнего детского музейного клуба «Яркий мир» в МБУК «Славянский историко-краеведческий музей» 29.07.2021 г. было проведено мероприятие «Кубанские топонимы и гидронимы».

Данное мероприятие включало беседу об именах рек, морей, станиц, городов. Ребята узнали о том, что за наука топонимика, насколько она сложна и увлекательна, узнали, чем отличается ойконим от гидронима или оронима, откуда появилось то или иное название на карте нашего края, из какого языка пришло и что оно обозначает. С участниками мероприятия была проведена игровая программа, в ходе которой они узнали много интересных фактов по географии Краснодарского края.

Топонимы – "язык земли", документ долгой и сложной человеческой истории. Они рассказывают нам, откуда пришли люди в какой-то определенный район земли, как осваивали новые места, как защищали свою землю. Случается, что открываются новые исторические факты, археологические находки, которые заставляют по-новому взглянуть на тот или иной топоним. Появляются новые географические объекты, новые топонимы. Значит - топонимика - наука развивающаяся.

Топонимы рассказывают о том, каким был язык наших предков, как изменялось значение слов. Топонимы дают нам возможность установить родство одного народа (и его языка) с другим. Они расскажут нам о былой природе мест, о том, с какими легендами связывали люди окружающие их названия.

Тут и история, и природоведение, и этнография, и языкознание, иначе говоря, все то, что изучает краеведение. Краеведы давно признали топонимику обязательным элементом. Изучая край, необходимо обращаться к географическим названиям, которые могут рассказать много интересного о прошлом и настоящем изучаемой местности и служить превосходным дополнением к сведениям, получаемым иным путем.

Страница 163 из 251«159160161162163164165166167»