«ПРОГУЛКИ ПО ЧЁРНЫМ И БЕЛЫМ ПОЛЯМ…»

«ПРОГУЛКИ ПО ЧЁРНЫМ И БЕЛЫМ ПОЛЯМ…»

Шахматы – увлекательное занятие, которое требует от игроков внимания, чёткого логического мышления и умения видеть перспективу действий. Это одновременно и спорт, и игра, которая разворачивается на чёрно – белом поле из 64 квадратов. Сегодня они, несмотря на распространение различных компьютерных игр, так же востребованы, как и раньше. Повсеместно проводят спортивные состязания мирового уровня среди профессионалов и любителей – шахматистов. Им посвящён праздник – 20 июля ежегодно отмечается Международный день шахмат.

История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что чатуранга – игра – прародитель шахмат, появилась в Индии не позднее шестого века нашей эры. По мере её распространения на Арабский Восток, затем в Европу и Африку, правила менялись. В том виде, который игра имеет в настоящее время, она сформировалась к пятнадцатому веку, окончательно правила были стандартизированы в девятнадцатом веке, когда стали систематически проводиться международные турниры. Так шахматы распространились практически по всему миру и стали неотъемлемой частью человеческой культуры.

Популярность этой настольной игры настолько высока, что в 1924 году основали специальную организацию, сокращённо ФИДЕ. День рождения этой федерации – 20 июля. На эту дату и ориентировались, учреждая праздник.

Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать». Складная доска была изобретена в 1125 году священником – шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги. В Китае двое заморских шахматистов были казнены за то, что посмели в присутствии императора Суй Вэнь – ди назвать шахматную фигуру императором. Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. Самым молодым мастером ФИДЕ стал мальчик из Филиппин, когда ему было меньше девяти лет.

Стоит отметить, что целых 52 года, с 1948 по 2000 чемпионами были исключительно советские шахматисты – за исключением 1972 – 1975, когда этот титул принадлежал американцу Бобби Фишеру. Всему миру известны такие имена как Александр Алёхин, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Михаил Ботвинник, Владимир Крамник. Именно эти гениальные шахматисты утвердили приоритет советской школы в мировых шахматах.

Как на полях чёрно – белой доски

Все мы играем какую – то роль!

Пусть будет правилам всем вопреки

Каждый из нас в своей жизни король!

Только на белые пятна ходить,

С шахом и матом любые напасти

Каждый пусть сможет всегда победить!

С праздником шахмат! Удачи и счастья!

«ПОСЕЛКИ ЦЕЛИННИКОВ-РИСОВОДОВ. ПОСЕЛОК ГОЛУБАЯ НИВА»

«ПОСЕЛКИ ЦЕЛИННИКОВ-РИСОВОДОВ. ПОСЕЛОК ГОЛУБАЯ НИВА»

В 70-е годы ХХ века северо-западная часть Славянского района, от пос. Целинный до р. Протоки представляла собой бескрайнее море камыша, скрывавшее под собой непроходимые топи и болота. В конце 1979 года было принято решение о создании на целинных землях Славянского района и землях совхозов «Проточный» и «Сладковский» нового рисоводческого совхоза «Ачуевский».

Освоение целины началось со строительства котлована под будущую насосную станцию №5 Черноерковской оросительной рисовой системы. После осушения участка площадью 10 тысяч га трест «Приазоврисстрой», ПМК 19, 21, 32 приступили к строительству рисовой системы и рабочего поселка.

История поселка началась со строительного вагончика, который в октябре 1979 года был прибуксирован трактором на полевой стан строящегося рисосовхоза. По указанию директора совхоза Григория Федоровича Ювженко из Голубицкого винсовхоза были выписаны дубовые колья, из которых соорудили изгородь, обозначившую административный центр будущего поселка.

Началась грандиозная стройка… Люди, как одна большая семья, дружно работали и вместе отдыхали. Дома росли как грибы. Были построены школа, детский сад, магазин, врачебная амбулатория, часть складского помещения общими усилиями переоборудовали под клуб. На территории посёлка была своя конюшня, где разводили породистых лошадей, на хлебопекарне выпекали вкусный хлеб, был построен консервный цех, разводили коров, свиней, овец, птицу, а на полях и в садах выращивали овощи и фрукты.

9 декабря 1981 года рабочий поселок рисосовхоза «Ачуевский» был зарегистрирован как самостоятельная административная единица и получил название – поселок Голубая Нива. Сегодня основным направлением хозяйственной деятельности предприятий, расположенных на территории поселения, по-прежнему остается выращивание риса, озимых и яровых зерновых культур.

«Знай правила движения, как таблицу умножения»

«Знай правила движения, как таблицу умножения»

Дороги и транспорт – реалии сегодняшней жизни. Нашим детям предстоит жить при несравненно большой агрессивности автомобильного движения, а поэтому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге.

Важно воспитать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Это – задача в первую очередь семьи.

Трудно переоценить роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения на дороге. Ведь с точки зрения ребенка все, что делают мама и папа – правильно, так как в этом возрасте родители для него являются образцом поведения и объектом для подражания. А наша задача прививать ребятам навыки и умение, связанные с безопасностью дорожного движения, способствовать самостоятельности и активности в применении положительного примера.

Славянский историко-краеведческий музей подготовил видеоролик для детей по базовым правилам дорожного движения, который отлично поможет малышам наглядно представить себе как правильно вести себя на дороге и возле неё.

«ЛЕТАЮЩИЙ ТАНК ИЛ-2»

«ЛЕТАЮЩИЙ ТАНК ИЛ-2»

Настоящие легенды не нуждаются в представлении. Сегодня мы расскажем об истории штурмовика Ил-2.

«Черная смерть», «летающий танк», «бетонный самолет» или просто «чума» – как только не называли немцы наш штурмовик, ставший одной из самых больших напастей для вермахта. Самый массовый в мире самолет, обладающий феноменальной живучестью и огневой мощью. Ил-2 прошел большой путь – от прототипов до буквально выкованного в горниле войны самолета поля боя и летающего на небольших высотах штурмовика, поражающего наземные цели всех типов. Как его конструкция, так и тактика применения со временем менялись, но неизменным оставалось лишь одно: если над немецкими позициями появлялись Ил-2, враг в ужасе стрелял по нашим штурмовикам из всего что было в надежде остановить неизбежный опустошительный удар.

Идея использовать авиацию для ударов по наземным целям была не нова. Еще в Первую мировую истребители, а также новый тип самолетов – бомбардировщики – активно утюжили позиции и тыловые объекты врага. С течением времени и развитием зенитной артиллерии и истребительной авиации для вылетов на линию фронта и ближнюю прифронтовую полосу противника потребовались самолеты специальной конструкции. Адаптация для этих целей истребителя или бомбардировщика уже не давала защиты от плотного зенитного огня и свободно охотящихся истребителей. Так, в армиях стали появляться специализированные машины, используемые в военной авиации и в наши дни, – штурмовики. В СССР уже был опыт применения «боевиков» (так в 30-е годы у нас называли штурмовики), например Р-5Ш или Р-Z. Но это как раз были адаптированные для данных целей самолеты. Революцию в конструкции штурмовиков произвел прототип нашего гениального авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина, который назывался БШ-2 (бронированный штурмовик), или ЦКБ-55, поднятый в воздух 2 октября 1939 года еще одной легендой отечественной авиации, летчиком-испытателем Владимиром Коккинаки.

Конструкция нового самолета поражала воображение. Для тех лет это был действительно прорывной самолет. Вокруг двухместной кабины-бронекапсулы, выдерживавшей попадание 7,62-миллиметровой пули с любой дистанции, строились органы управления, двигатель и оперение. Баки, бачки, основные жизненно важные узлы самолета также бронировались. Так коллектив ОКБ завода №39 выполнил задачу военных и лично Сталина на новый штурмовик, неуязвимый к огню с земли. Тем не менее у новой машины был выявлен ряд недостатков, прежде всего связанных с двигателем: АМ-34 даже в форсированном варианте слабо «тянул» новую тяжелую машину, а новый АМ-35 вообще был недоведенным и плохо работал.

Тем не менее военные приняли новый самолет благосклонно и, как водится, велели доработать его. Так, 12 октября 1940 года в воздух поднялся ЦКБ-57 – «дополненный» вариант БШ-2. Новый мощный маловысотный «движок» АМ-38 неплохо тянул облегченную машину. Но тут крылся и первый недостаток – к сожалению, стоивший жизни многим пилотам. Доподлинно не известно, почему Ильюшин так поступил, но вкупе с увеличением мощности оружия (добавили две 23-миллиметровые пушки ВЯ, заменив ими два пулемета из четырех) и новым двигателем исчезла задняя кабина для стрелка. Самолет стал одноместным. Вероятно,

на это решение повлияли сроки, которые нельзя было срывать, и работы над ДБ-3, еще одним проектом, но уже бомбардировщика, Ильюшина (кстати, он первым бомбил Берлин).

В декабре 1940 года в рядах нашей авиации появился самолет Ил-2. Сразу же началось производство одноместных Ил-2. На 22 июня 1941 года было выпущено 249 машин, 50 уже были в действующих частях, еще 50 только должны были прибыть в свои полки. Несмотря на небольшое количество, первые вылеты Ил-2 совершили уже 25 июня. Машины 74-го и 66-го ШАП наносили удары по продвигающимся немецким колоннам.

В первых же боях быстро были выявлены недостатки нового штурмовика – конечно же, это отсутствие бортового стрелка, делающее неповоротливый Ил легкой добычей вражеского истребителя, и недостаточная эффективность бомб. В строевых авиаполках взялись решать первую проблему самостоятельно: кустарным способом прорезали позади кабины отверстие, куда ставили пулемет ШКАС; на место стрелка становился техник или оружейник. Это место прозвали «кабиной смерти». И только в сентябре 1942 года в части стали поступать новые двухместные штурмовики. Правда, кабина стрелка уже не была бронирована, что в среднем приводило к смертности восьми стрелков на одного летчика.

А вот довооружили самолет быстро. Под крыльями размещали реактивные снаряды РС-82 или РС-132, как у Катюши. Быстро расширялась номенклатура бомб: так, 100-килограммовая ФАБ-100 могла пробивать бортовую броню средних немецких танков при близком разрыве и выбивать сварные швы и заклепки. А когда на вооружение поступили ПТАБ – кумулятивные противотанковые авиабомбы калибром 1,5–2,5 килограммов, немцы были вынуждены отказаться от танковых атак плотным строем и увеличить дистанции в колоннах. Один штурмовик мог сбросить целый ворох таких бомб, повреждая сразу множество единиц техники. Ил-2 нес от 400 до 600 килограммов бомб и восемь реактивных снарядов на внешней подвеске. Любители загадок могут порассуждать и над торпедной версией штурмовика – Ил-2Т. Мог ли он поднять торпеду? Свидетельства этого есть, хоть и не документальные, а устные. В любом случае Ил-2 служили и в морской авиации, а их пилоты отлично освоили так называемое топмачтовое бомбометание – с рикошетированием бомбы от воды с целью попасть в борт вражеского судна.

Самолет постоянно модернизировался, улучшались его летные и технические характеристики. Появилась версия с более мощными 37-миллиметровыми орудиями для поражения бронетехники противника. Испытывались даже 45-миллиметровые, но от них отказались из-за очень сильной отдачи. Улучшили и мотор машины, поставив форсированный АМ-38Ф. К концу войны все наработки были превращены в новый, очень удачный самолет Ил-10 – дальнейшее развитие Ил-2.

Война застала Ил-2 врасплох. Еще не были в достаточной мере отработаны тактические методики применения штурмовой авиации. Часто в штурмовых авиаполках учиться воевать приходилось прямо в ходе боевых действий ценой потерь и крови. Высокие потери одноместных Ил-2 в начале войны, несмотря на хорошую живучесть, были нивелированы к 1943–1944 годам. По иронии судьбы к этому времени советская авиация захватила господство в воздухе, и многие пилоты-штурмовики вообще перестали брать с собой стрелка за ненадобностью – вот такая метаморфоза.

За годы войны было сформировано 356 штурмовых авиаполков всех очередей готовности. Из более чем 36 тысяч построенных штурмовиков (а это и сейчас мировой рекорд) потеряны были 23600 машин. Естественно, большая часть потерь приходилась на первый период войны. Однако 11 тысяч было потеряно не в боях, а вследствие различных летных происшествий и аварий. Штурмовики часто возвращались, имея по 500 пробоин в корпусе, садились «на брюхо», списывались из-за невозможности восстановления.

Ил-2 стал настоящим фронтовиком, особенно страшным в опытных руках, когда наши летчики освоили тактику налетов «все разом». Когда 12 машин (и более) одновременно сбрасывали весь боекомплект, расстреливая вражескую позицию, шансов уцелеть на земле было очень мало. Наши летчики-штурмовики особенно успешно боролись с крупными скоплениями техники, колоннами, позициями артиллерии, складами и железнодорожными узлами. После налетов Ил-2 оставались лишь дымящиеся головешки и кучи нацистских трупов.

На Ил-2 летала целая плеяда настоящих асов, например, дважды Герои Советского Союза Василий Андрианов, Михаил Одинцов, Талгат Бегельдинов, десятки однократно награжденных «Золотой Звездой». Пилоты Ил-2 считались действительно бесстрашными людьми, ведь иногда им по нескольку раз в день приходилось прорываться сквозь завесу зенитного огня с земли и атаки нацистских истребителей с воздуха. Ил-2 стал не просто символом Победы, а оружием, «рабочей лошадкой» фронтовой авиации, день за днем своим тяжелым трудом приближая разгром противника.

«ИСТОРИЯ УТЮГА»

«ИСТОРИЯ УТЮГА»

Славянским историко-краеведческим музеем в рамках работы летнего детского музейного клуба «Яркий мир» 15.07.2021 г. было проведено познавательно-развлекательное мероприятие «История утюга». Ребята узнали, что в старину женщины-казачки использовали для глажения белья после стирки рубель. Рубель – это дедушка утюжков. И, как раньше в старину говорили: «Казачка не утюжит бельё, а откатывает».

Дети познакомились с другими видами старинных утюгов: угольными, литыми чугунными, литыми со съёмными ручками, чугунными маленьких размеров для глажки оборок и лент. Ребятам наглядно рассказали об отличиях между утюгами, способах их использования.

Особый интерес вызвал интерактивный приём по откатыванию белья рубелем. Не у всех с первого раза получалась работа с этим экспонатом, но своим желанием, энтузиазмом и упорством они добивались результата. Девочки могли почувствовать себя в роли матери-казачки, хранительницы домашнего очага. Было очень интересно ребятам познакомиться с ещё одной старинной разновидностью чугунных утюгов – утюгом со съемной ручкой. Любой участник мероприятия мог попробовать поменять съёмную ручку самостоятельно.

Дети получили новые знания, много впечатлений.

Страница 167 из 251«163164165166167168169170171»