«Лой: художник, гражданин, благотворитель»

«Лой: художник, гражданин, благотворитель»

Николай Павлович Лой – живописец, график, человек большой души и щедрого сердца, который бесконечно любил свое дело.

Он был настоящим живописцем. Он мыслил цветом, чувствовал цветом. Работая на холсте, доске, картоне, бумаге, разных по масштабу, от миниатюрных этюдов до невероятных размеров полотен, Николай Павлович совершал волшебство. Его творческая манера художника пленит гармонией и богатством колорита, смелостью сочетаний, образным решением темы, бережным вниманием к яркости, умением найти тонкие и убедительные цветовые созвучия. Его лучшие пейзажи и натюрморты пронизаны радостным чувством красоты жизни.

Прожив большую часть своей жизни на Севере, Николай Павлович переехал на Кубань, очаровавшись не только северным краем, но и Югом на всю жизнь. Вдохновившись необъятными кубанскими нивами, уборкой золотого урожая, душистыми букетами сирени и роз, живописными плавнями, спокойными водами реки Протоки, в Славянске-на-Кубани Николай Павлович продолжил свое творчество. За это время им были открыты постоянно действующие выставки своих работ в музее и детской художественной школе города Славянска-на-Кубани. Художественные работы Николая Павловича стали настоящим достоянием нашего города и района.

В 2004 г. на 80-м году жизни сердце Николая Павловича остановилось, но останется память о нем. Многие поколения россиян будут наслаждаться созерцанием его полотен, получать от этого большой заряд положительной энергии, потому что даже от тех картин, на которых изображены нетронутые северные снега и льды, исходит необыкновенное душевное тепло автора.

Славянский историко-краеведческий музей приглашает на виртуальный тур по залам картинной галереи посвященной памяти Заслуженного и Народного художника России Николая Павловича Лоя.

Видео можно посмотреть здесь

«Афганская война – живая память»

«Афганская война – живая память»

15 февраля 1989 года день возвращения наших воинов из пылающего Афганистана. Праздник выхода из чужой войны последнего советского солдата. Для нас война в Афганистане – история. История, написанная кровью солдат и слезами матерей. Но эту историю должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных, близких, знакомых. Операция по оказанию интернациональной помощи афганскому народу стала трагической страницей в истории нашего Отечества. Приказ Родины каждый солдат выполнил достойно, глубоко веря в необходимость того дела, которое поручила ему страна. Участниками афганской войны были и наши земляки. Молодые ребята, волею судьбы, оказавшиеся вдали от Родины, показали всем, что они достойные и верные сыны своего Отечества. Не все из них вернулись домой живыми, чтобы обнять и успокоить своих матерей. Многие остались навечно на афганской земле. Многим эта война поломала судьбы и оборвала жизни, но несмотря, ни на что, каждый солдат твёрдо и честно исполнял свой гражданский долг, оставался верным присяге до конца.

Славянский историко-краеведческий музей подготовил видеоролик «Афганская война – живая память», в память обо всех солдатах выполнявших свой интернациональный долг в Афганистане.

Видео можно посмотреть здесь

«НЕ РАДИ СЛАВЫ И НАГРАД»

«НЕ РАДИ СЛАВЫ И НАГРАД»

15 февраля – день вывода войск из Афганистана. В 1989 году правительством Советского Союза был окончательно выведен ограниченный контингент войск с территории данного государства. Эта страшная война, о которой вначале молчали, принесла горе и боль во многие семьи.

Афганская война для советского народа длилась десять лет. Для наших военных она началась в 1979 году, 25 декабря, когда первые солдаты были заброшены в Афган.

Сотрудники Славянского историко-краеведческого музея подготовили видеоматериал о лейтенанте Доценко Андрее Леонидовиче, награжденном орденом Красной Звезды посмертно, за мужество и героизм, проявленные в неравном бою с душманами. Он – один из тех, кто отдал свой воинский долг, не придав присягу, не ради славы и наград…

Видео можно посмотреть здесь

«Н. П. Лой. Певец Заполярья»

«Н. П. Лой. Певец Заполярья»

Художник-пейзажист редко пишет человеческие фигуры. Но даже когда пейзаж безлюден, в нём невидимо присутствуют двое. Один – невидимка – это сам художник. Другой невидимка – ты.

Ты – зритель, как бы входишь в картину. И тогда глаза художника становятся твоими глазами, его радости – твоими радостями. Вместе с ним ты совершаешь путешествие по лесам, полям и лугам, не сделав при этом ни одного шага.

Выпускник Харьковского художественного института, Николай Павлович Лой приехал в Норильск сразу после окончания института по приглашению местных властей – оформить спортивный зал и плавательный бассейн. Оформил и… остался. Что называется, прикипел сердцем к северному краю, очарованный его неброской красотой: нехитрым и нескончаемым разнообразием пейзажа и световых оттенков. Прожив на севере почти 30 лет, Николай Павлович, заслуженно приобрел неофициальное звание «певец Заполярья», ведь именно этой дикой необузданной земле он посвятил большую часть своей «творческой жизни».

Кто побывал на Севере, а тем более за Полярным кругом, тот никогда не забудет его холодного неслышного дыхания, колючих морозов, циклопической величины ледников, вечной серой насупленности, робкого солнца, бросающего длинные причудливые тени. Чтобы увидеть во всем этом «прекрасное», надо обладать поистине соколиным глазом, необузданным воображением, великим терпением. Николай Павлович Лой обладал всеми этими качествами, он взбудоражил картины Севера своим художническим воображением, осветил внутренним светом унылую и, кажется, неистребимую серость пейзажа, согрел покрывшуюся инеем землю теплом своей души.

Славянский историко-краеведческий музей в память Заслуженного и Народного художника России Николая Павловича Лоя, выдающейся личности в области искусства подготовил видео-экскурсию по залам картинной галереи «Н. П. Лой. Певец Заполярья».

Видео можно посмотреть здесь

ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ. ПРОТИВОТАНКОВЕ РУЖЬЕ СИСТЕМЫ В. А. ДЕГТЯРЕВА

ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ. ПРОТИВОТАНКОВЕ РУЖЬЕ СИСТЕМЫ В. А. ДЕГТЯРЕВА

В центре нашего внимания сегодня советское противотанковое ружье системы В.А. Дегтярева, переданное в музей в 1989 году известным коллекционером, активным помощником музея В.В. Калашниковым. Противотанковое ружье было разработано группой А. А. Дементьева в КБ Дегтярёва и принято на вооружение ВС СССР 29 августа 1941 года.

Самые ранние противотанковые ружья применялись в конце Первой мировой войны. Необходимость в таком специальном стрелковом оружии возникла с момента появления танков. Эти ружья продемонстрировали крайне низкую эффективность — с помощью этих ПТР немцами было выведено из строя всего 7 французских танков.

Наиболее массово противотанковые ружья применялись во Второй мировой войне вооруженными силами Великобритании, Польши, Финляндии, Германии, Японии и СССР.

С началом Великой Отечественной войны в Советской армии применялись два варианта противотанковых ружей – систем Симонова и Дегтярева. Противотанковые ружья ПТРС и ПТРД доказали свою эффективность во время Курской битвы. Когда советские воины вооруженные 14,5 мм противотанковыми ружьями выводили из строя немецкие танки «Пантера» и «Тигр».

Ружье, получившее индекс ПТРД-41, было очень простым по конструкции, достаточно технологичным и дешевым в производстве, практически полностью могло быть изготовлено на токарных станках. Оно представляло собой систему с ручным заряжанием патрона и автоматическим открыванием затвора после выстрела, что значительно повышало скорострельность и облегчало процесс извлечения стреляных гильз. Серийное производство первых ПТРД было начато 22 сентября 1941 года на Ковровском оружейном заводе, в октябре была собрана первая установочная партия — 50 ружей, в конце ноября 1941 года производство ПТРД и ПТРС освоил также Ижевский машиностроительный завод. Производство ПТРД было прекращено в декабре 1944 года, всего было выпущено 281 111 шт. ружей. Для стрельбы из ПТРД используются патроны 14,5 × 114 мм следующих образцов: Б-32 — патрон с бронебойно-зажигательной пулей со стальным сердечником; БС-41 — патрон с бронебойно-зажигательной пулей БС-41 с металлокерамическим сердечником из карбида вольфрама.

Первые 300 ПТРД в соответствии с директивой командующего Западным фронтом генерала армии Г. К. Жукова от 26 октября 1941 года прямо с Ковровского завода были направлены в 16-ю армию генерал-майора К. К. Рокоссовского, защищавшую оборонительные рубежи на Волоколамском направлении к северо-западу от Москвы.

Первыми в бою ПТРД применили бойцы 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии РККА.

16 ноября 1941 года начальник артиллерии Западного фронта генерал И. П. Камера сообщил, что в районе Петелино и Ширяево огнём из

противотанковых ружей были подбиты два танка противника, а в бою за станцию Луговая — ещё четыре танка противника.

Немецкие военные специалисты отмечали, что 14,5-мм ПТР доставили значительные неприятности не только для лёгкой бронетехники вермахта, но и для танков — для защиты ходовой части от выстрелов из ПТР на борта немецких танков и САУ пришлось навешивать дополнительные бронеплиты.

Для перемещения ПТР по глубокому снегу использовалась лыжная установка, автором которой являлся рядовой 3-й Ударной армии Ливанюк (установка получила высокую оценку специалистов Главного артиллерийского управления РККА и была рекомендована к использованию в войсках).

Весной 1944 года в 5-й гвардейской мотострелковой бригаде РККА было разработано приспособление для установки ПТР на автомашине, которое обеспечивало возможность стрельбы на ходу. После успешного завершения полигонных испытаний, устройство было разрешено к использованию в войсках. Бойцы любили оружие и берегли его. Оно получилось действительно хорошим — простое в производстве, дешевое, эффективное и безотказное.

В ходе войны ПТР применяли в качестве средства усиления противовоздушной обороны, для стрельбы по самолётам. При оборудовании стрелковых позиций для ведения огня по воздушным целям на бруствере окопа устанавливали деревянное приспособление наподобие рогатки, служившее упором для ствола ПТР. В некоторых случаях при обустройстве позиции для стрельбы по самолётам на удалении от линии фронта в качестве упора для ствола ПТР в землю вкапывали тележную ось или подходящий по высоте столб с тележным колесом — вращение колеса обеспечивало возможность наведения ствола ПТР по горизонтали.

Существенный вклад в методы стрельбы из ПТР по самолётам внёс стрелок-бронебойщик 284-й стрелковой дивизии РККА Дмитрий Шумаков, в ходе Сталинградской битвы прошедший обучение на снайпера — он составил схемы стрельбы из ПТР по самолётам, которые стали использовать сначала остальные бронебойщики 284-й стрелковой дивизии, а затем другие части. После окончания Великой Отечественной войны, ПТРД были сняты с вооружения Советской Армии, но оставались на хранении. В середине 1950-х — 1960-х годов некоторое количество находившихся на хранении ПТРД было безвозмездно передано со складов мобилизационного резерва Министерства обороны СССР в охотхозяйства Крайнего Севера, они использовались для охоты на китов.

В ходе войны в Корее капитан армии США Уильям Брофи (William S. Brophy) переоборудовал одно трофейное ПТРД в крупнокалиберную снайперскую винтовку. После войны это ружьё стало экспонатом в коллекции музея Национальной стрелковой ассоциации США. В США ПТРД признано историческим коллекционным оружием.

Противотанковое ружье Дегтярева довольно-таки часто фигурирует в кинофильмах, литературных произведениях и компьютерных играх.

Видео можно посмотреть здесь

Страница 218 из 274«214215216217218219220221222»