Все новости » Предметы казачьего быта. Самопрялка-лежак.
Предметы казачьего быта. Самопрялка-лежак.

Предметы музейных коллекций нередко становятся своеобразным путешествием в прошлое. Многих интересует, как жили предки, чем был наполнен их быт. Обилие прялок, веретен, больших и малых гребней в музейных фондах свидетельствуют о широкой распространенности их в обиходе в XIХ -- нач. ХХ вв. Тогда веретено и прялка были в каждом доме, являясь орудием женского труда.

Прядение – занятие сезонное. Начиналось оно по окончании сельскохозяйственных работ и заканчивалось на Масленицу. Казачки часто собирались вместе в одном курене, пели песни, вспоминали молодость, обучали ремеслу малолетних девочек. Девушки на выданье собирались отдельно с прялками и веретенами, пряли и вышивали, готовили себе приданое. В качестве гостей сюда приходили казаки, знакомились с девушками, выбирая себе невест. Прялка стала не только орудием труда, но и очень дорогим и значимым подарком. В некоторых регионах России существовала свадебная традиция: жених разбивал прялку, подаренную родителями невесты, а вместо нее делал сам другую. Это было символом начала новой жизни, «рождения» новой семьи. Прялки с любовью хранились и передавались женщинами друг от друга по наследству.

Позднее на замену ручным прялкам пришли самопрялки. Впервые они на Руси появились в XV веке, за несколько веков пройдя много усовершенствований. В крестьянском быту самопрялка прочно обосновалась в XIX веке. Центром производства таких прялок в России стала Вятская губерния, а позже их стали делать и местные кустари. Самопрялка это частично механизированный станок с ножным приводом, освобождающий две руки для вытягивания кудели и формирования нити. В зависимости от того, как располагалось колесо, сбоку или снизу относительно прядильно-наматывающего узла, самопрялки были двух видов: горизонтальные и вертикальные. В большинстве регионов России бытовала вертикальная разновидность самопрялки — стояк, когда катушка с рогулькой находится над колесом. Такие прялки называли русскими. Горизонтальные прялки – лежак, чухонка, где прядильный механизм располагается сбоку от главного колеса, были распространены в основном в Скандинавии, Европе, Карелии, а на территории России встречались редко.

В зале «Быт казачества» Славянского историко-краеведческого музея вы можете увидеть не только распространенную русскую самопрялку, но и самопрялку-лежак с ножным приводом на трех ножках. Она была изготовлена в 20-30-е годы ХХ века. Состоит из колеса и вертикальных стоек, расположенных под углом к полу и закрепленных на прямоугольном основании (скамье) с тремя ножками. К передней ножке горизонтально закреплена с помощью шнура прямоугольная доска (тополка). К ней подвижно прикреплена вертикальная планка (скачок), соединенная с осью колеса металлическим крюком и приводящая его в движение. Основные детали самопрялки деревянные, точеные, покрытые темным лаком. Этот экспонат был подарен Славянскому музею Мендель Светланой Михайловной в августе 2013 года.

Сегодня многие предметы быта уходят в прошлое. И порой лишь в музее можно увидеть то, что было в каждом доме и без чего не обходились наши предки.

Все права сохранены © Муниципальное бюджетное

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!